Болгарские железные дороги находятся не в лучшем состоянии. Используются советские поезда, техническое состояние которых оставляет желать лучшего. У государственной компании нет денег, чтобы полностью заменить подвижной состав. Старые вагоны постоянно ремонтируются. В состав некоторых поездов включаются новые спальные вагоны. Недостатком является и то, что к небольшим населенным пунктам не проложены пути.
Поезда и вагоны: классификация
Все болгарские поезда можно разделить на несколько категорий:
- КПВ (пригородная электричка). Электропоезда курсируют от крупных городов к небольшим населенным пунктам, селам и деревням.
- Пътнически влак. Это универсальный поезд. Главная его особенность в том, что он курсирует на расстояния до 150 км. Пользуется большим спросом, поскольку местные жители ездят на нем на работу и учебу.
- Бърз влак. Эти поезда ездят на расстояния до 200 км. Они отличаются высоким уровнем комфорта и позволяют быстрее добраться до пункта назначения, так как не делают остановки на небольших станциях.
- Бырз влак с задолжеелна резервция. На эти поезда нужно бронировать билеты. Это скоростные составы с собственными названиями.
- Международен бърз влак. Эти поезда используются для международного сообщения.
По Болгарии курсируют дневные и ночные поезда. В дневных составах используются сидячие вагоны, в ночных – спальные. Стоит разобраться в особенностях каждого типа.
Сидячий вагон имеет узкий коридор и купе со стеклянными дверьми. В каждом купе располагается два ряда мягких сидений с подлокотниками и подголовником. В одном купе находится шесть или восемь мест в зависимости от класса вагона.
Существуют и так называемые общие сидячие вагоны. В них нет разделения на купе. Сиденья располагаются по схеме «2+2». Посередине находится коридор.
Старые спальные вагоны с тремя полками с двух сторон и обшарпанными стенами ныне уже уходят в прошлое. По болгарским железным дорогам курсирует немало спальных вагонов нового образца. Делятся они на три основные категории:
- Бизнес-класс. Купе рассчитано на одного пассажира.
- Первый класс. Внутри имеется две полки.
- Второй класс. Рассчитан на троих человек.
Коридор узкий и неудобный. Купе также маленькие, но чистые. В них имеются крючки для одежды, лестница. Можно регулировать интенсивность освещения. В таких вагонах имеются розетки, умывальники, туалеты европейского образца и даже душ. Хотя розетки часто не работают, а в кранах нет воды.
Как купить билеты?
В Болгарии существуют два вида билетов:
- компьютерные (они же электронные);
- бланковые (напечатанные на бумажном бланке).
Приобрести проездные документы можно несколькими способами. Бланковые билеты продаются в кассах. Чтобы оформить билет, с собой обязательно нужно иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Кассиры в Болгарии понимают русский язык, поэтому трудностей с покупкой не возникнет.
На некоторых станциях нет касс. В таком случае покупать билет нужно у кондуктора в поезде. В некоторых случаях это даже обходится дешевле. Но не надейтесь, что удастся проехать бесплатно. Кондукторы постоянно ходят и тщательно проверяют билеты у всех пассажиров.
Альтернативным вариантом может стать покупка билетов через интернет. Болгарские железные дороги имеют официальный сайт. И хотя ресурс на болгарском языке, разобраться в его интерфейсе несложно. К тому же на сайте выскакивают подсказки. Сначала зарегистрируйтесь, затем выберите направление и дату поездки, введите личные данные и оплатите билеты банковской картой. Процедура оформления занимает несколько минут. При введении личных данных будьте бдительны.
Чтобы сесть на поезд, электронный билет следует распечатать. При себе нужно иметь документ, на который оформлен билет. При посадке проводник будет тщательно проверять, совпадают ли данные.
Учтите, что дети до 7 лет могут путешествовать бесплатно. Сэкономить могут студенты и группы туристов.
Важные особенности
Если планируете путешествовать по Болгарии железной дорогой, то обязаны знать о некоторых особенностях:
- Поезда часто опаздывают. Ожидать поезд иногда приходится до часа. Местные жители привыкли к этой особенности и спокойно относятся к опозданиям поездов, а вот туристы обычно нервничают и переживают.
- Непродуманная маршрутная сетка. Прямых удобных маршрутов в Болгарии крайне мало. Если вам из небольшого населенного пункта нужно добраться до Софии или другого крупного города, будьте готовы, что придется делать пересадку, а может и не одну. Удивительно, но пересадочные пункты находятся посреди поля, поэтому придется долгое время сидеть на платформе в ожидании другого поезда.
- Вагоны-рестораны имеются не во всех поездах. По какому принципу их включают в состав, непонятно. Лучше с собой прихватить еду, чтобы в дороге не остаться голодным, но учтите, что столика, на котором можно разложить угощения, в купе нет. Для перекуса хорошо подойдут орешки, фрукты, печенье, шоколад.
- В поездах действует «тихий час». После 22.00 все пассажиры должны лечь спать. В вагоне установлены камеры. Проводник следит за происходящим. Если заметит активность, обязательно сделает замечание.
Болгарские железные дороги имеют свои плюсы и минусы, но важно учитывать их особенности, чтобы максимально комфортно спланировать поездку.