В правительстве рассматривают очередной масштабный проект. Речь идет о «Сибирском меридиане». Это железнодорожный путь, который протянется через Сибирь и соединит порты Тихого и Индийского океана, пройдет через точки Севморпути. Впервые его анонсировал президент еще в прошлом году. Проект будет включать как известные стройки, так и совершенно новые идеи возведения тысячекилометровых путей. По предварительным оценкам на строительство «Северного меридиана» потребуется 4,9 трлн. рублей. Мнение экспертов разошлись, хотя большинство специалистов считают, что проект перспективный, но сейчас нет средств и возможностей для его реализации.
Особенности грандиозного проекта
Так называемый международный транспортный коридор должен соединить Арктику с Азией, при этом пути будут проходить через Сибирь. Сотрудник проектного комитета рассказал, что проект пока находится в разработке, поэтому его детали не разглашаются. Хотя некоторые нюансы известны уже сейчас. К примеру, предварительная стоимость работ составляет 4,93 трлн. рублей. Ныне расчеты вынесены на рассмотрение профильных комитетов и правительства. Министерство транспорта пока удерживается от подробных комментариев.
Согласно проекту, к 2035 году планируют построить железнодорожное сообщение между портами Северного морского пути и Китаем для грузовых поездов. При этом они не будут ездить по Транссибу. Новая железная дорога должна охватывать крупные участки Сибири. В рамках проекта хотят построить кольцо, которое будет брать начало и заканчиваться в Салехарде. Пути будут проходить через несколько крупных городов, в частности Сургут, Тюмень, Екатеринбург, Ярославль.
Основной целью проекта строительства новых железнодорожных путей для грузовых перевозок является уменьшение нагрузки с Транссибирской магистрали. К тому же воплощение проекта позволит обеспечить необходимое транспортное сообщение в нескольких крупных регионах. После строительства новых путей удастся наладить скоростное пассажирское сообщение на отдельных участках, например, между Екатеринбургом и Красноярском.
Известные участки
Главная особенность «Северного меридиана» заключается в том, что он будет состоять из отдельных участков. Возводиться они будут в определенной последовательности. Ныне все участки имеют разную степень проработанности. Одни имеют проект и расчеты стоимости, другие пока только в планах.
Ныне проект разработан для «Северного широтного хода», который потянется от Обской до Хорея. Неплохо проработан и «Северный широтный ход-2», который соединит Бованенково и Сабетту, хотя концессия пока уточняется. На этапе активной разработки и участок между Курагино и Кызылом.
Ныне известны и некоторые крупные стройки:
- от Сосногорска до порта Индига;
- от Нижневартовска до УстьИлимска;
- от Уренгоя до Норильска;
- от Лесосибирска до Игарки.
Протяженность путей будет колебаться от 500 до 2000 км.
Что говорят эксперты?
Несмотря на то, что «Северный меридиан» имеет хорошие перспективы и способен оказать положительное влияние на экономику, реализация проекта, по мнению экспертов, под большим вопросом. Дело в том, что инвестиции ныне направлены на другие проекты. К примеру, сейчас идет задержка работ по «Восточному полигону» из-за нехватки финансовых средств. Поскольку железнодорожные перевозки востребованы, распыляться на множество проектов нецелесообразно.
У «Газпрома» и других крупных компаний также ныне немало более важных проектов. Им точно отдадут предпочтение при выборе цели для инвестирования и реализации.