По сравнению с другими европейскими государствами в Швеции железные дороги появились поздно. Дело в том, что власти государства долго не могли решить, оправдано ли строительство железных дорог с экономической точки зрения. Был проведен тщательный анализ предстоящих расходов и оценка возможной выгоды перед окончательным принятием решения.
История и развитие
Первые пути в государстве были проложены в 1849 году. Спустя 4 года правительство Швеции решило, что будет участвовать в строительстве и развитие железной дороги. Через несколько лет появилось сообщение между городами Оребро и Норро.
Две первые главные железнодорожные магистрали выходили из столицы – Стокгольма. Одну проложили на юг, а вторую – на запад. Они оказали сильно влияние на развитие промышленности в стране. Для строительства дорог потребовалось 4 года. В 1864 году были завершены работы по возведению. Для обслуживания магистралей были созданы две компании. Позже их объединили в одно учреждение.
Строительство северной железной дороги, которая размещена параллельно Балтийскому морю, завершили в 1894 году. А вот основную часть сети, которая обеспечила соединение северной части страны и центра, построили только в первой половине прошлого столетия. Построенные маршруты оказали серьезное влияние на экономику страны, так как позволили сразу решить несколько задач. Во-первых, появилась безопасная связь с рудниками, возможность быстро доставлять сырье. Во-вторых, открылись новые возможности для туристического бизнеса.
В 1915 году были проведены работы по электрификации. Длительное время, вплоть до 1985 году в Швеции не велось строительство новых железных дорог. Участки, которые не оправдали себя с экономической точки зрения, то есть были не востребованы пассажирами.
Современность
С конца прошлого столетия создана монополия, управляющая железнодорожным транспортом, полностью перешла в собственность государства. Сейчас существует две основные компании, одна из которых занимается пассажирскими перевозками, а вторая – грузовыми. Также работает специальный орган, который осуществляет контроль за работой перевозчиков.
Ныне в государстве имеется 6 основных железнодорожных магистралей. Швеция имеет сообщения с соседними государствами. При этом в большинстве случае одинаковая ширина колеи, а вот напряжение часто меняется. Исключение составляет Финляндия. С этой страной имеется разрыв и в напряжении, и в ширине колеи.
Ныне в Швеции протяженность железных дорог составляет без малого 10 тыс. км. При этом большинство путей электрифицировано (более 7,9 тыс. км.). Страна имеет хорошие перспективы в развитии высокоскоростного железнодорожного транспорта. Сейчас в Швеции курсируют поезда, способные разгоняться до 210 км/ч.