Северная столица стала родиной для железной дороги в России, поскольку еще в XIX столетии из этого города отправился первый поезд. Ныне в нем имеется 5 вокзалов, с которых составы отправляются в разных направлениях по всей стране и другие государства. Каждый вокзал имеет свои историю и особенности, но обо всем по порядку.
Витебский
Имеет почетное звание самого старшего вокзала не только в городе, но и в стране, ведь от его платформ отправился первый поезд. Ныне от старого сооружения, которое было построено в первой половине XIX века, уже ничего не осталось.
Новое здание было спроектировано Бржовским в начале прошлого века. Основным архитектурным стилем выбран модерн. Здание и внутри, и снаружи поражает роскошью. Для внутренней отделки использовался мрамор и бронза, применялись элементы ковки. Экстерьер здания дополняет куполовидная кровля и часовня.
Ныне на Витебском вокзале имеется несколько путей, с которых отправляются электрички и поезда дальнего следования. Ежедневно через него проходит около 30 тысяч пассажиров. Для их комфортного пребывания и удобства в здании расположена зона отдыха, имеются магазины и кафе, залы ожидания и другие сервисы.
Московский
С главного вокзала ежедневно отправляются поезда в разные уголки России, а также страны СНГ и Европы. Обслуживает он и пригородные маршруты. Составы курсируют до Луги, Павловска и других городов. От платформ отправляются и «Сапсаны» до Москвы.
Прообразом здания стал Ленинградский вокзал, построен в столице. Строительство было завершено в 1847 году. Над созданием проекта трудился известный архитектор К. Тон. Сооружение выполнено в стиле ренессанс, поэтому оно отлично гармонирует с архитектурой окружающих домов. Главная особенность − высокая башня с часами. Для путешественников она служит неким ориентиром, так как указывает на центральный вход.
Ныне Московский вокзал в Питере – это важный транспортный узел города и страны. Через него ежедневно проходит около 47 тысяч пассажиров, причем треть от этой цифры составляют путешественники на дальние расстояния.
На территории вокзала имеется медицинский пункт, информационное бюро, а также комната отдыха, магазины, кафе и другие сервисы.
Ладожский
Единственный транзитный вокзал в Северной столице. И хотя идея его возведения возникла еще в середине прошлого столетия, строительство было завешено только в 2003 году. Дело в том, что из-за недостатка финансирования возведение было надолго отложено. Над проектом трудился архитектор Явейн.
Ныне это один из самых современных вокзалов в стране. При его возведении использовали интеллектуальные системы и инновационные технологии. Ныне он способен обслуживать десятки тысяч людей, обеспечивать высокий уровень комфорта и удобства.
От платформ составы отправляются в нескольких основных направлениях. Из Ладожского вокзала можно добраться до Челябинска, Тюмени, Адлера, Москвы, Архангельска и других городов. Электропоезда осуществляют перевозки по пригородным маршрутам.
Для максимального удобства пассажиров вокзальный комплекс разделен на несколько уровней. На нижнем ярусе обустроены выходы на платформы пригородных электричек. На верхнем уровне предусмотрен проход к платформам, от которых отправляются составы дальнего следования. Здесь же находятся и различные службы и сервисы. Расположено в верхней части и электронное табло, на котором отображается расписание.
Балтийский
Ранее от вокзала курсировали поезда до Петергофа и других населенных пунктов в том направлении, поэтому его называли Петергофским. Название было изменено, когда к нему прибыл первый поезд из Ревеля.
Проект вокзального комплекса был разработан архитектором Кракау. Идеи при создании он черпал из Восточного вокзала, расположенного в Париже. Строительство здания, которое эксплуатируется и ныне, было завершено в 1858 году. Изначально левый флигель был предназначен для знати, а правый – для обычных людей.
Сейчас комплекс обслуживает в среднем 3 тысячи пассажиров в час, при этом большая их часть совершает поездки на электричках. По количеству пригородных перевозок Балтийский вокзал занимает второе место в городе.
Финляндский
Специализируется вокзальный комплекс на обслуживании пригородных составов. От него отправляется всего один поезд дальнего следования. Речь идет об «Аллерго», который курсирует из Питера в Хельсинки.
Первое здание было спроектировано во второй половине XIX столетия. Это единственный вокзал, который продолжал работать при Второй мировой войне. Через него поступали запасы еды и боеприпасов в город. Из-за частых бомбардировок здание сильно пострадало. В 50-х годах было возведено новое сооружение. Использовался строгий архитектурный стиль. Главная особенность здания – 17 огромных окон, выходящих на площадь Ленину. Ныне в комплексе реализованы современные технологии, имеется развитый сервис обслуживания пассажиров.
Закрытые вокзалы
После закрытия Варшавский вокзал стал памятником архитектуры, имеющим весомую историческую ценность. Здания было переделано в торгово-развлекательный центр. На территории находится музей железнодорожной техники.
По Охтинскому вокзалу, расположенному на берегу Невы, ныне ездят трамваи. Вокзал Приморской дороги был не только закрыт, но и разобран после наводнения.