ФАС отчиталась о результатах проверки тарифов на пассажирские перевозки крупнейшей компании - ОАО «ФПК». Разъяснение от ФАС было направлено в Общероссийское объединение пассажиров. В надзорном ведомстве отметили, что тарифы, которые применяются ОАО «ФПК», соответствуют тем, которые устанавливает государство.
Почему пассажиры обратились в ФАС
В мае 2019 г. от имени пассажиров общественная организация опубликовала информацию о том, что цены на билеты в плацкартные вагоны выросли в два раза. Требование о проведении проверки в отношении ОАО «ФПК» было направлено организацией в сфере защиты прав пассажиров.
СМИ сообщают, что некоторые пассажиры при покупке билетов на июль отмечали, что предлагаемые тарифы перевозчиком значительно выше тех, что предлагаются на поездки в мае. Несколько скриншотов с сайта покупки билетов РЖД попали к общественникам. Председатель организации в сфере прав пассажиров в своем комментарии отметил, что для решения вопроса было оформлено соответствующее обращение в ФАС.
Итоги проверки ФАС
При проведении проверки надзорным ведомством были сверены цены на поездки железнодорожным транспортом по 12 направлениям с обобщением цен на поездки на 400 маршрутах. В результате проверки ФАС отчиталась, что никакого резкого повышения тарифов на железнодорожные перевозки в июне-августе в плацкартных вагонах не выявлено. Следовательно, повода для принятия мер реагирования со стороны антимонопольного ведомства нет.
С заключением ФАС согласился председатель общественной организации в области прав пассажиров. В ОАО «ФПК» дали свой комментарий относительно результатов проверки. Так, замдиректора компании-перевозчика М. Жегулина заявила, что цены на проезд в плацкарте с плановой датой поездки в мае-августе текущего года выросли примерно на 15%. Все это соответствует политике гибкого ценообразования. М. Жегулина отметила, что в рамках модели гибкого ценообразования предусматривается снижение цен на проезд в период низкого спроса и их повышение в другие периоды. Это позволяет перевозчику компенсировать ранее понесенные убытки.
О возможности сэкономить на билетах
Представители компании-перевозчика напомнили пассажирам о возможности сэкономить на проезде в рамках маркетинговых акций, которые проводятся компанией. К примеру, на протяжении первого полугодия 2019 г. действовала скидка 30-50% на места 34 и 36 в плацкартных вагонах. Порядка 15% билетов, проданных в это время, позволили пассажирам сэкономить до 50% от затрат на проезд.
В ФПК допустили, что пассажиры могли воспринять за повышение цен ситуацию с окончанием акции и возвращением к привычным ценам перевозчика. Компания-перевозчик планирует уже в следующем году запустить сервис информирования пассажиров об акционных тарифах при оформлении ими проездных документов на сайте или в мобильном приложении.
Общественная организация в сфере защиты прав пассажиров тоже планирует уведомлять пассажиров об акционных билетах через свои ресурсы.