Если скоростную магистраль, соединяющую столицу с Казанью правительство еще готово финансировать, то в строительстве высокоскоростного полотна по маршруту Москва – Санкт-Петербург РЖД должна будет обойтись своими силами. Именно об этом поведал в интервью телеканалу РБК Андрей Иванов, занимающий пост замминистра финансов.
Однако Иванов обратил внимание журналистов на то, что министерский кабинет еще не принял окончательно решения по поводу инвестирования бюджетных средств на дорогу до столицы Татарстана. Но решение по магистрали до северной столицы окончательное – привлечение бюджетных финансов именно сюда не требуется, обсуждения по остальным направлениям пока открыты.
Сколько РЖД потратит на развитие нового типа движения?
В первоначальном варианте проекта значились две независимые друг от друга магистрали из Москвы – одна в северную столицу, вторая – в Казань. Правительство сразу заявило о своей готовности вложиться в одно из направлений. Почему не оба сразу? Дело в дороговизне проекта.
Осенью было принято кардинальное решение – две трассы соединить в более протяженную магистраль: Санкт-Петербург – Москва – Нижний Новгород, и этот отрезок железнодорожного полотна включить в масштабный национальный проект «Высокоскоростное железнодорожное сообщение».
По предварительным оценкам работы обойдутся в сумму более двух триллионов рублей. Из них большая часть трат приходится на строительство участка Москва – Санкт-Петербург (почти 1,6 трлн рублей). На проектирование магистрали, соединяющей два главных российских города, планируется потратить около 30 млрд рублей. Отрезок путей, соединяющий Нижний Новгород и Москву обойдется в 530 млрд рублей.
Руководство РЖД запросило у российского правительства 600 млрд бюджетных средств, около 1,7 трлн рублей должны составить инвестиции из различных источников, несвязанных с бюджетными финансами.
Как ранее сообщал «Коммерсант», 400 млрд рублей правительство должно предоставить РЖД безвозмездно в виде гранта на строительные и проектировочные работы, а 200 млрд рублей будут предоставлены в качестве займа с максимально выгодными условиями. Процентная ставка по займу составит всего 1% + учет инфляции.
Условия предоставления бюджетных денег на строительство магистрали
Максим Орешкин (министр финансов) уже высказался за поддержку масштабного проекта. Еще в октябре он заявлял о том, что специалистами ведутся все соответствующие подсчеты дотации, и окончательные цифры пока называть рано. Примерно в это же время Владимир Путин заявил о том, что необходимо изучить перспективы развития скоростного и высокоскоростного движения в России.
Президент заявил, что учитывать придется не только пассажирооборот, но и особенности грузоперевозок – оба направления являются «счетными позициями». Владимир Владимирович отметил, что финансирование возможно, деньги можно будет взять из Фонда национального благосостояния. Но обязательно нужно учитывать разумность вложения бюджетных средств в столь дорогостоящий проект, потребуется рассчитать доходность хотя бы в среднесрочной перспективе.
Максим Акимов, зампредседателя кабинета министров, отвечающий за развитие транспортной инфраструктуры в нашей стране, заявил, что в правительстве еще ведутся споры и обсуждения даже не в отношении модели реализации проекта. Вопрос куда более принципиален – начинать или нет строительство высокоскоростного полотна в России. Начало работ будет означать необходимость дальнейшего развития высокоскоростного движения и открытие новых маршрутов. Подобные магистрали могут оказаться востребованы в южном, восточном направлениях и даже на европейских маршрутах. Развитие высокоскоростного движения в России может занять не одно десятилетие – проект долгосрочный.
По предварительным подсчетам, если строительство ВСМ всё же начнется, первые поезда начнут курсировать уже к 2026 году. Составы ВСМ смогут развивать скорость до 400 км/ч, а стоимость билета на такой поезд из Москвы в Санкт-Петербург не будет превышать 4 тысячи рублей.