Роль железной дороги в транспортном сообщении
Железные дороги являются важным элементом инфраструктуры, поскольку поездами перевозится большой объём грузов и пассажиров во многих странах мира. У современного ж/д транспорта имеются преимущества перед воздушным, автомобильным и водным транспортом. Это относится не только к значительным объёмам перевозимых грузов, но и таким аспектам, как надёжность и безопасность.
Уровень аварийности в сфере ж/д перевозок гораздо ниже, чем в других отраслях транспортного сообщения. Мощные и функциональные локомотивы с каждым годом перевозят всё больше грузов. Отмечается и рост показателя пассажироперевозок. А это способствует росту доходности в сфере ж/д перевозок.
Изменения стандарта колеи
До того времени пока не были установлены стандарты ширины колеи ж/д дорог в разных странах мира, этот показатель претерпевал существенные изменения. Особенно это касалось таких стран, как Россия и Англия. Только практический опыт в сочетании с разработками инженеров помог расставить все точки, и в индустрии строительства железнодорожных путей прекратились разногласия. Это обеспечило определённую стабильность ж/д сферы и сокращению расходов, связанных с процессами модернизации.
В России и СНГ
В позапрошлом веке сформирован стандарт железнодорожного сообщения России. Это же касалось Монголии и Финляндии. Показатель размера у колеи составил 1524 мм, что способствовало транспортировке грузов большого веса. У той колеи, которая используется в Европе, ширина составила 1435 мм. Уже в первой половине 1970 года начат процесс перевода дорог Союза на иную колею (1520 мм), который завершился девяностых годах.
Это предприняли, чтобы увеличить надёжность пути в ходе использования грузовых составов, увеличить скоростные параметры их перемещения без проведения преобразований. Когда распался Союз, то данный стандарт стали использовать в ж/д инфраструктуре стран, которые были образованы на его месте. Это способствовало существенной экономии ресурсов, которые могли бы быть затрачены на изменение стандартов.
В ж/д хозяйстве Финляндии до нашего времени используют прежний стандарт, что свидетельствует о рачительности и экономности финнов, которые сочли нецелесообразным проводить в этом аспекте какие-либо изменения. Мизерная 4-мм разница не приводит к тому, чтобы переоборудовать составы, но этап перехода был обусловлен высоким износом локомотивов и вагонов.
Нужно подчеркнуть, что полностью установить взаимосвязь между имеющимся зазором и интенсивностью процесса изнашивания имеющихся пар не получилось. Эту ширину (1520 мм) применяют все метрополитены РФ и СНГ. На значительном количестве маршрутов (трамвайных) применяют колею аналогичной ширины, хотя имеются аналоги с узкой колеёй (1000 мм). Это характерно для ряда городов – таких, как Пятигорск и Калининград. Если говорить об Украине, то там колея подобного размера применяется в Житомире и ряде городов западной части страны. Если рассматривать Ростов, то там размер у колеи составляет 1435 мм. Важно подчеркнуть, что ширина у колеи на первой дороге России составляла 1829 мм.
Ширину колеи, размер которой составил 1524 мм, стали использовать в первый раз в России при возведении в 19 веке Николаевской ж/д. Есть данные, что это обусловлено деятельностью американских консультантов при возведении дороги. Не исключено, что такую колею использовать предложили Мельников и Крафт, которые были известными русскими инженерами. Они перед началом строительных работ посетили Америку и познакомились с достижениями местных инженеров. Удобство этой колеи состояло в её размере - 5 футов. Имеется информация, что на процесс выбора размера повлиял другой фактор – отличная от Европы российская колея препятствовала бы обеспечению войск в случае, если враг посмел бы вторгнуться на территорию России. Это имело место во время ВОВ, когда фашистские войска вынуждены были заменить колею под свои поезда.
В РФ общий стандарт размера колеи приняли сразу, а в Европе это случилось несколько позже. Вплоть до 80-х годов XX века популярностью в СССР пользовалась также колея, имеющая размер 750 мм. Её использовали на детских дорогах, лесовозных маршрутах, для нужд промышленности. Но в течение последнего десятилетия такая колея стала использоваться очень редко. Оживлённые узкоколейки переоборудовали под имеющийся стандарт, но значительную их часть просто закрыли. В основном это было обусловлено прекращением деятельности компаний, которые их обслуживали.
Подвижной состав РЖД перемещаются по рельсам действующего стандарта по территории РФ и ряда иных стран. Подобная ширина является довольно удобной для перевозки пассажиров и многотонных грузов. Многолетний опыт использования колеи действующего параметра показал её преимущества перед аналогом, действующим в Еврозоне. Это имело отношение ко многим аспектам (технические качества, безопасность и т.п.).
Еврозона
Колея в государствах, относящихся к Евросоюзу, является совмещённым путём (колеи двух размеров). Чаще всего используется колея, ширина которой достигает 1435 мм. Её применяют в странах Северной Америки, Европы и Китае (кроме Финляндии, Ирландии и т.д.). Этот параметр колеи приняли до того, как построили первую дорогу для пассажиров от Ливерпуля до Манчестера. Такая колея стала самой узкой среди всех аналогов. Её приняли для минимизации расходов по переустройству мостов и других сооружений.
Через два десятилетия колею принял в качестве стандарта даже парламент Англии. Её нужно было использовать, когда строились дороги в новых районах. Great Western Railway, которая была одной из основных ж/д компаний Англии, применяла колею размером 2140 мм. Уже в 60-е годы 19 века длина дорог компании на данной колее составила 959 км. И за эталон размера колеи шла настоящая война, но затем линии, по указанию действующей власти, перешили под действующий норматив.
Есть мнение, что имеется некоторая связь между шириной колеи (стандартной) и аналогичным параметром, который существовал ещё во времена Древнего Рима. Как отмечают историки, этим стандартом широко пользовались римские мастера, изготавливающие повозки. Районы (приграничные), где применяют разные пути, оснащаются колеёй совмещённого типа. Это можно наблюдать, двигаясь от Калининграда до Бранево. А затем уже проложена колея, относящаяся к стандарту, использовавшемуся в Европе. На данном железнодорожном секторе регулярно ходит состав до Берлина.
Несмотря на то, что имеются некоторые трудности с переоснащением вагонов и локомотива при пересечении ими границы с соседними государствами (нужно снимать и вновь устанавливать оси на всех вагонах и т.д.), существующая величина ширины колеи РФ имеет большое значение для внутренних транспортировок по её территории. Особенно это касается перевозок грузов и пассажиров на дальние расстояния (в несколько тысяч километров). Поэтому в ближайшее время не следует ожидать кардинальных изменений стандарта ширины ж/д колеи.