Каждый, оказавшийся впервые в метро Санкт-Петербурга с нетипичными дверьми на платформе, задается вопросом: что за странные «лифты» и где же все-таки садиться в поезд? А вот там и садиться, внутри этих «лифтов». Такие станции строили в середине 60-х годов. Сейчас такое строительство редко встретишь.
Всего в бывшем Ленинграде 12 закрытых станций метро. При этом 10 из них были построены еще во времена СССР. А вот 2 станции сконструировали не так давно – в 2018 году перед футбольным чемпионатом. Стоит отметить, что аналогия с лифтом не взята с потолка, поскольку второе наименование конструкции – «горизонтальный лифт».
Станции метрополитена, построенные по типу лифта, двигающегося в горизонтальном направлении, обходятся значительно дешевле при возведении. Состав не показывается на платформе, а тормозит за стеной тоннеля.
В СССР некоторое время возводили такие станции по двум причинам. Во-первых, это значительно экономит бюджет. Кроме того, это безопаснее, поскольку вероятность упасть под поезд сводится к нулю.
Почему «закрытые» станции обходятся в меньшую сумму?
Тоннели в этом случае строятся транзитным образом, не требуя разворота и перемонтажа проходческого щита. Кроме того, нет нужды в декоративной отделке.
Как происходит остановка состава?
Как уже стало понятно, состав тормозит внутри коридора. Локомотив должен остановиться в определенном месте, чтобы двери в вагонах оказались на месте дверей на платформе. Далее происходит одновременное открывание дверей. Когда поезд отправляется, сначала закрываются створки в поезде, а потом на платформе.
Для того чтобы двери вагонов и платформы совпали, машинист должен остановить локомотив строго под знаком «Остановка первого вагона». Определенные технологии синхронизируют периоды открытия-закрытия дверей. Двери открываются как автоматическим образом, так и посредством пульта, который находится у машиниста поезда.
Первая «закрытая» станция под названием «Парк Победы» была представлена в 1961 году. Позже в течение 11 лет построили еще 10 станций такого типа на нескольких линиях метрополитена.
Позже в Ленинграде появились односводчатые станции, которые оказались еще бюджетнее. Такие станции состоят из зала, в котором одновременно находятся платформа, ЖД пути и участки подплатформы.
Стоит отметить, что проектировщики метро делят весь метрополитен на станции мелкого и глубокого заложения. В СПБ множество «глубоких» станций, а в столице всего одна – Тимирязевская.