В каждой стране имеются заброшенные железные дороги. О них забыли по разным причинам: из-за невостребованности перевозок, наличия других дешевых альтернатив, прекращения производственного процесса и др. В России немало таких путей, но некоторые из них имеют интересную историю.
Полярная магистраль
Недостроенная железная дорога в Сибири – крупный и смелый проект. Решение проложить полотно от Салехарда до Игарки приняли в 1949 году. Поводом послужило стратегическое решение. При необходимости дорога должна использоваться для быстрой переброски войск. В рамках проекта запланировали возвести 1300 км железной дорогой с переправами через Енисей, Обь и мелкие речушки.
Работы продвигались быстро. Такой принцип деятельности применялся во всем Союзе, и строительство железной дороги в Сибири не стало исключением. Но вечная мерзлота трудно поддавалась и часто вносила коррективы в работу людей. В связи с этим, нормативы существенно послабили, чтобы продолжать строительство.
В результате всех принятых решений построили 700 км железной дороги. Она могла смело претендовать на место самого жуткого полотна. Опасность была на высшем уровне. Переправы вспучивались, мосты были недостроенными. Местами образовались огромные промоины в полотне. То, что рельсы изготавливались при Царской России и не соответствовали действующим нормам, было относительно безобидным фактом. Дело в том, что рельсы толком не фиксировались, а только закреплялись на деревянных брусках.
Для эксплуатации Полярная магистраль не годилась. Неудивительно, что после смерти Сталина, которому принадлежала идея, строительство остановили. Вывозить паровозы и другое оборудование из сибирской глуши оказалось дорого и трудно, поэтому оно и ныне там ржавеет.
Маршрут особого назначения
В отличие от недостроенной Полярной магистрали, этот маршрут использовался по прямому назначению. Речь идет о полотне, проложенном в дальневосточной тайге между Биробиджаном и Красным Литием. Построили железную дорогу для вывоза лития. Крупнейшее месторождение этого элемента случайно обнаружили под слоем нефти неподалёку от Биробиджана.
Литий успешно применяется в разных отраслях – от производства аккумуляторов до фармацевтики. Но в тайге этот элемент использовали для изготовления специальных деталей атомной бомбы. Недалеко от месторождения построили засекреченный город, в котором жили люди. Они изучали и добывали литий. Для его транспортировки возвели специально железную дорогу.
В 90-х годах увеличился риск обнаружения лития из-за снижения уровня нефти в результате интенсивной добычи. Контакт элемента с открытым воздухом мог обернуться взрывом. Чтобы этого не произошло, месторождение засыпали толстым слоем земли. Люди из города уехали, а железная дорога стала не нужна.
Местным умельцам не удалось ее разобрать на металлолом. Рельсы тяжелые, их без спецтехники не переместить. Все рельсы имеют уникальный государственный номер.