Путешествия железной дорогой выбирают многие люди, поскольку они недорого стоят, при этом уровень комфортности может быть высоким. Если намечена поездка поездом, необходимо определиться с типом вагона, так как они отличаются стоимостью проезда, условиями и услугами. Каждый тип имеет свои преимущества и недостатки. При выборе следует ориентироваться на финансовые возможности, личные предпочтения, дальность поездки и другие факторы.
Сидячий вагон
Приобретать билеты в сидячий вагон следует, если запланирована непродолжительная по времени поездка (несколько часов). И хотя для пассажиров предусмотрены удобные и мягкие кресла, из-за длительного сидения будет уставать спина, затекать тело. Для коротких дистанций это неплохой вариант, так как стоимость проезда ниже по сравнению с другими типами вагонов.
Внутри достаточно пространства. Мягкие кресла с подлокотниками обычно размещены с двух сторон. Для удобства пассажиров обустроен гардероб и имеется туалет. В зависимости от уровня комфортности сидячие вагоны делят на три класса:
- Первый класс. Основные отличия – комфортабельные кресла, больше пространства для ног, наличие откидного столика.
- Второй класс. Сиденья менее комфортные по сравнению с первым классом, могут быть установлены по 2 или 3 с каждой стороны от прохода.
- Третий класс. Самый доступный по стоимости класс. Вместо индивидуальных кресел, иногда установлены мягкие скамейки, что менее удобно для пассажиров.
Если вы решили ехать в сидячем вагоне, выбирайте первый или второй класс (обозначается 1С или 2С), чтобы сделать поездку максимально комфортной. Не подходит этот тип вагона для поездки с маленькими детьми. В таком случае лучше остановить выбор на плацкарте.
Плацкартный вагон
Стоимость проезда практически не отличается от сидячего вагона, но пассажиру предоставляется полка, на которой он может сидеть или лежать, то есть полноценно отдохнуть, что важно при длительных поездках. При покупке билетов важно помнить, что нижние места обозначаются нечетными цифрами, а верхние – четными числами.
Плацкартный вагон насчитывает 9 полукупе, а также боковые полки. Всего 54 места. Боковые полки пользуются меньшим спросом. Они расположены на проходе, поэтому для пассажиров остается меньше пространства. Нижняя боковая полка трансформируется в места для сидения и столик. Пожилым людям, пассажирам с детьми или определенными заболеваниями стоит отказаться от покупки билета на верхнюю полку.
В вагоне имеется туалет. Места рядом с санитарной комнатой обычно стоят дешевле (35-38) из-за неприятного запаха и постоянного хождения других людей мимо. Со стороны купе проводника установлен титан, в котором можно набрать кипяток для приготовления горячих напитков или заваривания лапши быстрого приготовления. В современных плацкартах имеются системы кондиционирования и розетки для зарядки гаджетов. В ближайшем будущем РЖД планирует закупить новые плацкартные вагоны, которые отличаются более комфортными условиями. От применения вагонов старого образца со временем хотят полностью отказаться.
Купейный вагон
Насчитывает 9 отсеков, в каждом из которых размещается 4 полки (2 верхние и 2 нижние). Каждый отсек отделен перегородкой и закрывается дверью. Боковые полки отсутствуют. Рассчитан вагон на 36 пассажиров. Он считаются более безопасным, так как имеется возможность закрыться в купе. Хорошо такой вариант подходит для путешествий с маленькими детьми, в том числе и грудничками.
Помимо полок, в купе имеется столик, радио, полочки для личных вещей и светильники для чтения. Багаж размещается в рундуках под нижними полками или шкафу, расположенном над дверью. Практически во всех купейных вагонах имеются системы кондиционирования, а окна оснащены специальными шторками для регулирования уровня проникновения естественного света. В некоторых купе (в основном в фирменных поездах) имеются телевизоры.
В купейном вагоне обязательно имеется просторная санитарная комната с биотуалетом и умывальником. Возле купе проводника размещается титан с горячей водой. Стоимость билета дороже, чем в плацкарте, но если подыскать акции или воспользоваться специальными предложениями, разница будет не столь существенной.
Спальный вагон (СВ)
Как и в купейном вагоне, в СВ каждое купе закрывается на ключ. В каждом купе обычно две полки (реже три). Уровень комфорта значительно выше. Нередко в стоимость проезда включены и дополнительные услуги.
В зависимости от условий выделяют несколько основных классов:
- 1Е (люкс). В купе имеется все необходимое для комфортной поездки – кондиционер, доступ к беспроводному интернету, телевизор, сейф и др. Также имеется отдельная санитарная комната с душем и биотуалетом. Необходимо выкупать все купе.
- 1Э. Условия путешествия не отличаются от люкса, но купить можно один билет.
- 1У. Стоит дешевле предыдущих вариантов, но за дополнительные услуги, в том числе и питание, необходимо платить отдельно.
- 1Л. Самый доступный вариант спального вагона. Нет отдельного санузла, а за услуги придется доплачивать отдельно.
Важно учитывать, что уровень комфортности и набор услуг в обычных и фирменных вагонах может существенно отличаться. Перед покупкой билетов стоит уточнить, какие услуги входят в стоимость, а за какие придется платить отдельно.