Человек в форме всегда вызывает уважение. Но для работников железной дороги форма является не просто украшением, она позволяет определять статус и звание коллег. Пассажирам также благодаря форме легче из толпы людей найти работника железной дороги, к которому можно обратиться с вопросом.
Форма железнодорожных рабочих имеет богатую историю. При разработке моделей всегда учитывались требования не только к их внешнему виду, но и к удобству. Многие железнодорожники вынуждены находиться в форме довольно продолжительное время и при этом активно двигаться. Форма не должна сковывать движений, при этом она должна соответствовать климатическим условиям работы.
Знаки различия на форме
Нынешняя форма железнодорожников многое позаимствовала из XIX века. Например, галуны (нашивка из золотой тесьмы). Они присутствуют на формах младшего руководящего состава. Руководители среднего звена рядом с галуном красуются звездочки, по количеству которых можно определить старшинство.
На рукавах формы железнодорожников обязательно присутствует знак, указывающий на региональную принадлежность работника. На региональном знаке изображены буквенные символы соответствующей ветки железной дороги.
Раньше по форме железнодорожника можно определить и то, в какой сфере он трудится. Рядом с пуговицами располагалась эмблема с изображением моста (для строителей), вагона (для вагонников), паровоз (у локомотивщиков), светофор (для движенцев), скрещенные молнии (для работников связи), серп и молот (для административных служащих).
Стиль формы железнодорожников сегодня
Руководство РЖД в 2010 году приняло решение о выпуске новой формы для своих работников с целью повышения общего имиджа компании. Хотя еще в 2003 году был проведен конкурс среди модельеров на разработку новых моделей. Конкурс проводился с учетом мнения самих железнодорожников, которые высказались за необходимость отхода от тематики, близкой к военной.
Летом 2006 года состоялся модный показ железнодорожной формы, разработанной конкурсантами. Жюри особенно отметило образцы, представленные столичным Домом моды Виктории Андреяновой. После обсуждения технических условий заказчик официально одобрил эскизы.
В 2009 году на Октябрьской железной дороге, соединяющей Москву и Санкт-Петербург, состоялись официальные испытания новой формы. Железнодорожники дизайн новой экипировки одобрили, но высказали ряд замечаний и пожеланий по ее улучшению. Их мнение учли при запуске массового производства новой фирменной одежды. Предпочтение было решено отдать синему, красному, серому и серебристому цветам.
Знаки отличия железнодорожников
Чтобы понять статус железнодорожного рабочего, достаточно обратить внимание на галуны и звезды, находящиеся на форме.
У генерального директора галун шириной 3 см, рядом с которым красуются три звезды по 2,5 см в диаметре каждая.
У диспетчеров галун ровно в два раза уже и четыре звезды.
У начальников станций, дистанций, ПМС, депо, вокзалов первого класса и вне класса – две звезды и два галуна по 1,5 см.
Один галун и две звезды у начальников ПТО локомотивов и вагонов, дежурных и мастеров.
Одни галун шириной 1,5 см красуется на формах машинистов локомотивов 3-го класса, осмотрщиков вагонов, составителей поездов, а также старших билетных кассиров.
Знаки отличия на железнодорожной форме разрабатывались совместно с Геральдическим советом при президенте.
Правила ношения формы
Железнодорожники обязаны носить форму и не смешивать ее с элементами повседневной одежды. Форма приобретается за счет средств работодателя. Для верхней одежды срок службы составляет 4 года, для костюмов – 2 года.
Железнодорожники, вышедшие на пенсию, могут по торжественным поводам надевать форму со знаками отличия, которая полагалась им к моменту выхода на пенсию.