Электрички делятся на две большие группы. Каждая имеет свои особенности в плане маршрутов, обслуживания, ценообразования.
Дальние
Первая группа электричек отправляется на дальние расстояния. В эту категорию входят «Ласточки», экспрессы «ФПК» (маршрут более 150 км) и «Сапсаны». Так как юридически дальние электропоезда входят в категорию ПДС, то купить билеты на них в пригородных кассах нельзя. Они продаются в кассах дальнего следования.
Пригородные
Вторая большая группа электричек курсирует по пригородам. Они различаются по комфортности – обычные, «стандарт +», «комфорт». А также по скорости движения – скорые и скоростные повышенной комфортности. К скорым электропоездам относят обычные, аэроэкспрессы, «Спутники», электрички «РЭКС».
Электрички «стандарт +» хоть и не слишком новые (выпущены до 2014 года), но имеют несколько преимуществ. В них широкий тамбур, в котором можно установить багаж и оставить велосипед. Среди удобных сидений предусмотрены места для людей с ограниченными возможностями. Есть кондиционер, биотуалет, табло с бегущей строкой. Стоимость проезда в них не отличается от цен на обычные электрички.
Электрички «комфорт» похожи на «стандарт +», но маршруты обслуживаются новыми «Ласточками». Да и стоимость проезда в них выше, чем в обычных электричках. По билету, купленному на места в «комфорте», проехать на обычной электричке можно. А вот наоборот – нельзя. С билетом на обычную электричку в «комфорт» не пустят.
Электрички с местами и без
В скорых и скоростных электропоездах можно купить билеты с местами и без них. Билеты с местами продаются на межобластные экспрессы. При покупке билета на них пассажир получает гарантированное место, но количество таких билетов ограничено. В скорых электропоездах гарантированное место обычно не предоставляется. Действует хорошо известный принцип – кто раньше пришел, тот и занял сиденье. Очень редко на скорые электропоезда можно купить билет с привязкой к месту, но обойдется он дороже.
В отдельных случаях электропоезд является стандартным, но к нему цепляют несколько вагонов повышенной комфортности. Места в таких вагонах продаются по более высокой цене.