История появления вокзального комплекса
Возведение здания Варшавского вокзала и ж/д линии, соединяющей столицу Польши и СПб, стартовало в 1852 году по приказу императора Николая I. Первый вокзал, очень похожий на простое жилое здание, появился на берегу Обводного канала уже спустя год после начала строительных работ. Спустя еще год пустили в эксплуатацию небольшой отрезок железной дороги, который связал Северную столицу и Гатчину, где находилась резиденция императора.
Строительство железнодорожного направления в Варшаву велось за счет государственных средств, однако во время Крымской войны было остановлено. В 1857 году право на строительство ж/д линии перешло в руки Российского общества железных дорог. Руководил проектом Сальмонович П.О. Именно под его началом к вокзалу пристроили каменные бани, складские помещения и комнаты для проживания работников.
В 1858 году стартовало капитальное благоустройство вокзального комплекса. Передняя часть здания была двухэтажной и состояла из девяти окон арочного типа, башенки, часов и флагштока. Фасад вокзала украшала лепнина, которая, к сожалению, не дожила до нынешнего времени.
В те же годы возле вокзала появились служебные пристройки, где размещались бригады для снаряжения составов. Тогда же на Варшавский вокзал провели освещение. Строительство железнодорожной линии подошло к концу в 1862 году, когда Российская дорога соединилась с Польской в Вержболово.
С появлением сообщения между Россией и Европой заметно возросло количество состоятельных граждан, которые для поездок выбирали именно железную дорогу. Для обеспеченных пассажиров конструировали особые вагоны, которые были оборудованы всевозможными удобствами и буквально сияли от роскоши. Личные составы были не только у членов семейства Николая l, но и других высоких чинов.
В период Великой Отечественной войны вокзал претерпел серьезные разрушения из-за бомбежки, поскольку в нескольких километрах от него находилась линия фронта. По окончании войны вокзал реконструировали. Именно тогда его по периметру облагородили растительностью, а внутри появились заведения общепита и комфортабельные залы ожидания.
В годы СССР Варшавский вокзал был основным вокзалом, принимающим поезда из-за рубежа. Каждый день от платформы этого вокзала отправлялось порядка 20 составов по направлению в Прибалтийские страны, Украину, Германию, Польшу и др.
После развала Союза сообщение с Прибалтикой стало невостребованным. Все составы перевели на ближайшие станции, и в 2001 году Варшавский вокзал перестали использовать как транспортный узел.
Как здание эксплуатируется сейчас
К радости, Варшавский вокзал получилось спасти от сноса. В 2001 году там был организован музей ж/д техники. Несколько лет спустя здание было капитально отреставрировано, и вместо него появился современный ТРЦ «Варшавский экспресс». Стоит отметить, что музей не прекратил своего существования. Теперь он находится на бывшем перроне.
Кстати сказать, перед центром здания вокзала в 1949 году появился памятник Ленину. На данный момент памятника нет, а его место занимает витраж веселой девушки после похода по магазинам.