Пассажирам российских поездов предлагается несколько вариантов питания.
Вагон с рестораном
Ресторан в вагоне – классика российских поездов. Подобными пунктами питания оснащены больше четырехсот составов. Обычно вагон с рестораном размещен в середине состава. Точный номер вагона, где можно перекусить, подскажет проводник.
Особенности этого пункта питания заключаются в том, что приготовление блюд осуществляется непосредственно во время движения. Повара работают на специальных кухнях, используя для приготовления блюд свежие продукты и полуфабрикаты. Еду разносят официанты.
Стоимость блюд у разных перевозчиков отличается. В меню обычно представлен ассортимент блюд, из которых можно сформировать полноценный завтрак, обед или ужин. Есть детское и постное меню. В среднем обед обходится в тысячу-полторы. Чашка кофе стоит порядка ₽200, чая – ₽100. В барной карте есть средней крепости алкоголь (до 16,5%).
Бистро
В двух десятках поездов РЖД сделали вагоны-бистро. В том числе они размещены в поездах, которые курсируют:
- из Москвы в Волгоград, Саратов, Самару, Анапу, Адлер, Белгород, Ростов-на-Дону, Казань, Воронеж, Ижевск, Тамбов, Пензу;
- из Питера в Мурманск, Адлер, Нижний.
В семнадцати поездах стоимость питания в бистро включена в цену билета в вагоны люкс и СВ. В поездах, которые ходят из Сургута в Москву и Екатеринбург, действует пилотный проект заказа горячего питания.
При таком типе питания блюда не готовят на кухне поезда. Их доставляют готовыми от отбытия поезда. Вакуумный контейнер остается только разогреть. Можно есть за столиком в бистро или унести контейнер на своё место. В единое для всех составов меню включены салаты, горячее, супы, десерты, напитки. Есть меню для детей и вегетарианцев, барная карта. Цены чуть ниже, чем в вагоне-ресторане.
Буфеты и бары
В отдельных поездах размещены бары и буфеты. Они могут дополнять ресторан или функционировать отдельно. В них можно выпить кофе или чай, заказать прохладительные напитки, легкий алкоголь. Цены почти такие же, как в ресторане.
Питание, включенное в цену билета
ФПК и ДОСС зачастую предлагают при покупке билета оплатить питание, которое обозначено литерой «У». Цифра рядом обозначает количество предоплаченных приемов пищи: 0 – питания нет, 1 – кормят один раз, 2 – два раза.
При оформлении билета онлайн нужно выбрать пункт «Питание», изучить меню, добавить нужные позиции. Меню может быть стандартным взрослым, детским, вегетарианским. При выборе питания по билету важно учитывать, что сделать это на обычных поездах можно при оформлении билета за трое суток до отбытия состава, в «Сапсанах» – за двое суток.
Даже если кормежка не предусмотрена тарифом, ее можно заказать в качестве допуслуги не позднее трех суток до отбытия при покупке билета онлайн или после посадки у проводника. Стоимость зависит от класса обслуживания. Например, завтрак в плацкарте обойдется в ₽330, а в СВ – в ₽550. Можно заказывать полный или полупансион, утренний, обеденный или вечерний прием пищи, отдельные блюда.
Доставка на станцию
Заказать еду можно уже в пути, используя мобильные приложения. В таком случае питание будет доставлено местными заведениями общепита на станцию, на которой поезд сделает остановку. В проекте участвуют заведения общепита в почти 70 российских городах. Отменить заказ можно за два часа до прибытия состава на ж/д станцию.
Особенности питания
При поездке на «Сапсане» больше шансов купить билет с питанием. В «Ласточке» подобная опция доступна только в бизнес-классе. В обоих поездах есть бистро. Также можно оформить доставку на станцию или купить продукты у проводника.
У проводников нельзя купить полноценное горячее или свежеприготовленный салат. В ассортименте – выпечка, снеки, печенье. Из напитков – вода, кофе, чай. В лучшем случае есть «доширак», который можно приготовить при помощи кулера с кипятком. Во многих поездах установлены бесплатные микроволновые печи и холодильники, которые позволяют сохранить и разогреть взятую из дома еду.