Напишите нам Ж/Д и Авиабилеты на все направления

Ж/Д и Авиабилеты на все направления

Железнодорожные билеты
оформление билетов недоступно по техническим причинам

Email для обращений:
support@pzb-online.ru

Вагоны-рестораны

Вагоны-рестораны

Вагоны-рестораны в поездах появились не вчера. Их история началась в 60-е годы XIX века. Сегодня общепит в поезде готов предложить пассажирам полный набор услуг.

Изобретение Пульмана

В 1867 году бизнесмен-изобретатель Дж.М.Пульман впервые представил на суд публики необычный вагон. Как рьяный приверженец комфорта он посчитал, что в привычном вагоне не хватает плиты для готовки и столиков для приема пищи.

В США, а затем и в Европе, быстро оценили комфортность необычных вагонов. В нашу страну они добрались только в начале XX века, и были сначала только в поездах, которые ходили по международным линиям. Составы, в которых путешествовали представители династии Романовых, в расчет не берем. С опочивальнями и гостиными-столовыми они мало походили на транспорт.

Для богачей и «зайцев»

Первые вагоны с общепитом в российских поездах предназначались для состоятельных пассажиров первого класса. Блюда подавали на серебре, шампанское разливали в хрусталь. Диваны и стены были обиты дорогим бархатом. Покушать в таком вагоне-ресторане мог не всякий. Дешевые 80-копеечные обеды появились только в 1912. И тогда первыми завсегдатаями стали те, кто не желал покупать билет. Можно было купить чашку чая в поезде и путешествовать с ней от станции к станции, не оплачивая проезд.

В 30-е годы была развернута масштабная промо-акция, призывающая пассажиров чаще заглядывать в ж/д рестораны. На время войны о них пришлось забыть. После Победы первый ж/д-ресторан появился в составе, курсирующем от Москвы до Хабаровска. Цена на блюда ограничивались государством. Стоимость была такой же, как в обычном общепите второго разряда Главособторга.

Чистота и порядок

Сегодня вагоны-рестораны есть почти во всех составах. Большинство спецвагонов делает Тверской завод. Они похожи на обычные. Но отличаются салоном, в котором есть «гостевая зона» и кухня. На ней установлена плита (жидкотопливная или электрическая), холодильники, проведена вода. Так что сотрудникам не составляет труда поддерживать чистоту и порядок на кухне и в «гостевой зоне».

Овсянка, сэр!

Российские вагоны-рестораны частично обслуживаются предприятиями общепита РЖД, частично – сторонними подрядчиками. Это определяет разницу цен. Столичных жителей цены могут не шокировать, а вот жителям небольших городов вряд ли захочется покупать порцию овсянки за 250 руб. или бутерброд с ветчиной за 200 руб.

В некоторых составах есть кафе-буфеты. В них предлагается не полноценное трехразовое питание, а легкие закуски, салаты, выпечка, чай и кофе. Обычно кафе-буфеты (или вагоны-бистро) размещены рядом с четырьмя купе на 16 пассажиромест.

Полноценные вагоны-рестораны занимают вагон целиком. Требования к ним аналогичны тем, что предъявляются к стандартному общепиту. Правда, меню обычно скромнее, ведь место в холодильной камере ограничено. Некоторые поезда предлагают пассажирам веганское меню и фирменные блюда.

Повара обычно готовят блюда из полуфабрикатов. Это ускоряет процесс приготовления. Штат вагона-ресторана небольшой – повар, несколько официантов и работников кухни. Они начинают принимать посетителей обычно в восемь утра. Заканчивают обслуживание ближе к 24.00.

В перспективе РЖД планирует заменить рестораны доставкой на места, оставив их только в фирменных и турпоездах.

Найти билет
Новости