Работа депо остается незаметной для обычных пассажиров, хотя без него грузовые и пассажирские перевозки невозможны. Потребители железнодорожных услуг редко задумываются над тем, как работает ремонтное подразделение в целом и как проходят отдельные процессы в нем. Вместе с тем депо часто называют «изнанкой» железной дороги, ведь работа в нем отображает другую сторону транспортной инфраструктуры.
Разновидности и особенности
Существуют вагонные депо разных видов. В основном классификация происходит по функциональному принципу. Вот основные типы подразделений:
- Ремонтные. Сотрудники этих подразделений занимаются ремонтными работами разной сложности. Бригады выполняют текущий ремонт. Без работы специалисты не сидят.
- Эксплуатационные. В таких депо производят техническое обслуживание поездов. Кроме этого, в этих подразделениях производится текущий отцепочный ремонт.
- Ремонтно-эксплуатационные. В таких подразделениях обычно совмещаются функции предыдущих видов.
- Полнофункциональные. В таких депо проводят полный комплекс работ – от обслуживания до ремонта любой сложности.
К тому же некоторые депо специализируются только на грузовых или пассажирских поездах, рефрижераторах и др. Существуют и так называемые универсальные или смешанные депо, в которых проводят обслуживание и ремонт разных транспортных объектов.
Как устроено депо?
Поскольку вагонное депо представляет собой производственное предприятие, оно состоит из отдельных участков. В зависимости от назначения на каждом участке устанавливается то или иное производственное оборудование.
К основным участкам стоит отнести роликовое, тележечное и вагоносборочное отделение. Обязательно имеются и вспомогательные участки, в которых проводят слесарные, ремонтные работы разного типа, подготовку составов к ремонту и др.
Каждый производственный участок может насчитывать несколько отделений. К примеру, на слесарно-механическом участке обязательно имеется электросварное и автосцепное отделение. На ремонтно-заготовительном участке большая часть работ выполняется в кузнечно-прессовом отделении, хотя имеются и другие отделения.
Любое производство, в том числе и вагонное депо, обязательно имеет:
- котельную;
- отдел с генераторами;
- трансформаторное помещение;
- другие участки, без которых полноценное проведение производственного процесса невозможно.
В структуре депо обычно имеются и вагонные парки. В них размещаются составы, которые ожидают очереди на ремонт. Также имеются кладовые и склады с запчастями.
Кто работает в депо?
Так как в подразделении выполняют работы разного типа, в нем трудятся профильные специалисты:
- инженеры;
- слесари;
- машинисты;
- энергетики;
- механики;
- мастера по ремонту.
Обязательно в подразделении трудятся инспекторы по охране труда, которые следят за соблюдением правил безопасности. Также в депо работают крановщики, водители и другие специалисты. В лабораториях по испытаниям трудятся мастера с соответствующим допуском.