Пассажиры дальнего следования всегда много едят. Еще в начале прошлого века Ильф и Петров в своем романе «12 стульев» отмечали, что в поезде пассажира охватывает голод. Он обязательно ест и днем, и даже ночью. Если разобраться, с тех пор прошло почти столетие, но ничего не изменилось. И ныне пассажиры едят много в поездах. Запах копченой колбасы или запеченной курицы привычен для купе вагона.
Недавно был проведен опрос. Стало известно, что 39% россиян обязательно берут с собой в дорогу вареные яйца, колбасу, огурцы или помидоры, запеченную курицу. Около 20% имеют хорошее здоровье, так как предпочитают есть в поезде лапшу быстрого приготовления. И только 6% пассажиров готовы пообедать в ресторане.
Из-за малого спроса перевозчики планируют и вовсе отказаться от вагонов-ресторанов. Затраты на их обслуживание не покрываются малой прибылью.
С чего все начиналось?
Впервые вагон-ресторан прокатился по рельсам в 1867 году. Идея его создания принадлежит богачу Джорджу Пульману. Его компания занималась производством роскошных спальных вагонов, в которых путешествовали богатые люди. Пульман решил сделать вагон, в котором его пассажиры могли бы и вкусно поесть. Вагоны-рестораны уже с 1880-х годов были включены в состав европейских поездов.
В России первое передвигающееся заведение общественного питания появилось на маршруте между Санкт-Петербургом и Вержболово. Правда, сначала пассажирам подавали только чай. Полноценные комплексные обеды стали подавать в 1912 году на маршруте между Санкт-Петербургом и Минеральными Водами. Стоимость обеда составляла 80 копеек, что было дешевле, чем в обычном ресторане. Хотя опытные путешественники часто ели на станциях. Но такая мода продолжалась только до тех пор, пока ездили паровозы. На станциях они делали длительные остановки, когда заправлялись водой. Позже остановки стали короткими, поэтому пассажирам пришлось перекусывать на ходу.
Рестораны в поездах в советское время
Вагоны-рестораны в поездах при советской власти стали появляться в 60-х годах. Они пользовались большой популярностью, так как стоимость блюд была невысокой. Покушать в ресторане могли позволить себе многие путники. Иногда для всех желающих не хватало места. В одном вагоне устанавливали 12 столиков. За ними могли разместиться 48 человек. В ресторане работало 9-10 человек. Они занимались и приготовлением блюд, и обслуживанием посетителей. Открывался вагон-ресторан в 9 часов утра и работал до 12 часов ночи.
Меню было разнообразным. Можно было заказать горячие блюда, закуски, десерты, безалкогольные и алкогольные напитки. Имелась возможность приобрести табачные изделия. В меню должно было присутствовать не менее 5 холодных блюд и закусок. Основной ассортимент обязательно утверждался властями.
В советские времена в фирменных поездах можно было заказать еду из ресторана в купе. Доступна была услуга и для пассажиров плацкарта. В каждом поезде было свое фирменное блюдо, которое обязательно заказывали большинство пассажиров. К примеру, устоять перед невероятным ароматом бишбармака или плова на маршруте между Москвой и Алма-Аты мог только человек со стальными нервами. В фирменных составах, курсирующих между российской столицей и Ригой, сервис обслуживания был на высоте. Обслуживающий персонал носил белые накрахмаленные халаты и высокие колпаки. Всего за 2-3 рубля можно было купить роскошный и сытный обед, который состоял из основного блюда, 2-х салатов, булочки, пирожного, кофе.
Железнодорожная романтика
Вагоны-рестораны часто появлялись на экранах в разных фильмах. Среди самых популярных картин стоит отметить «Невероятные приключения итальянцев в России», «34-й скорый», «Поезд идет на восток». Владимир Долинский в сериале «Путейцы» сыграл роль директора заведения общественного питания, хотя в одном из интервью признался, что не любит ходить по подобным заведениям, чтобы не испытывать судьбу, и предпочитает употреблять домашнюю еду. Он говорит, что в поезде с удовольствием может съесть колбаску, вареное яйцо, курочку. А вот Артемий Троицкий, наоборот, любил вагоны-рестораны. Он говорил, что это лучшее место в поезде. Любил посещать рестораны в пути и Михаил Бублик. Он говорил, что в них присутствует некая особая романтика.
Изначально обслуживанием вагонов-ресторанов занимались только государственные компании, но в 90-х годах ситуация изменилась. После того как частным компаниям открыли доступ к передвижным заведениям общепита, наступила новая эпоха. Главной особенностью этой эпохи стало разнообразное меню. Ассортимент блюд сильно расширился, пассажирам стали предлагать новые блюда, например, салат с крабовыми палочками или с морепродуктами.
Сейчас пассажиры могут рассчитывать на высокий сервис обслуживания. Ассортимент блюд зачастую просто поражает воображение – от сандвичей и изысканных салатов до пиццы и роллов. В ближайшее время на железнодорожных путях появятся двухэтажные вагоны-рестораны. В них точно найдется место для всех желающих вкусно пообедать. В новых вагонах будут мягкие и удобные кресла. Обязательно установят вендинговые аппараты. Будут иметься и разъемы для зарядки гаджетов. Вагон-ресторан приобретет современные очертания, хотя в нем останется привычная для многих особая атмосфера, уникальная романтика.