Как заявил председатель ученого совета РЖД Борис Лапидус, тестирование первого поезда на водородном топливе планируется в 2024 году, а внедрение порядка 13 таких составов мощностью около 160 кВт ожидается к 2030 году.
По словам замдиректора НЦ «Тяга поездов» Андрея Заручейского на данный момент на острове Сахалин ведутся работы по созданию первого водородного пассажирского поезда на базе рельсового автобуса. Для реализации проекта уже имеются эксплуатационное и технико-экономическое обоснование, а также финансовое обеспечение.
Для наглядности стоит пояснить, что обычный дизельный двигатель потребляет до 900 т топлива ежегодно, а в окружающую среду при этом выбрасывается до 67 т газа. В случае с водородным двигателем будет потребляться около 224 тонн топлива, а выделяться будет вода.
На данном этапе модели в РЖД еще не утверждены, однако финансовые показатели постоянно улучшаются. Таким образом, еще несколько лет назад килограмм водорода обходился в 350 рублей. На данный момент стоимость снизилась до 95 рублей.
В ближайшие несколько лет будет принято решение о проектировании поезда и инфраструктуры для него, которая будет состоять из выработки водорода и его транспортировки на станции заправки. По мнению Б.Лапидуса экологичный транспорт в России будет пользоваться спросом.
В первую очередь поезда на водородной тяге можно будет внедрить в курортных и экологически-чистых природных зонах и мегаполисах. Например, не лишним будет заменить дизельные поезда водородными в районе Байкала, чтобы существенно сократить негативное воздействие на экологическую ситуацию местности.
Стоит отметить, что железнодорожным холдингом уже принято решение, что в 2025 году компания полностью откажется от эксплуатации тепловозов и будет использовать только безопасный для окружающей среды подвижной состав.
В Европейских странах водородные поезда, разработчиком которых является фирма Alstom, курсируют уже несколько лет. Кроме того, производители поездов уже имеют предзаказ до 2026 года на 100 ед.
Одновременно с этим в России реализуются проекты подвижных составов нескольких типов. Для выбора оптимального варианта учитывают возможности технического оснащения, качество соотношения мощности и стоимости каждого поезда, логистику и размещение водородного топлива.