Напишите нам Ж/Д и Авиабилеты на все направления

Ж/Д и Авиабилеты на все направления

Железнодорожные билеты
оформление билетов недоступно по техническим причинам

Email для обращений:
support@pzb-online.ru

Транссибирская магистраль: что нужно знать

Транссибирская магистраль: что нужно знать

Великий Сибирский путь связывает европейскую часть страны с Дальним Востоком, проходя через всю Сибирь. Отсюда в названии Транссиба «trans», что с латинского значит «сквозь». Это крупнейшая в мире ж/дорога, и сегодня расскажем всё, что нужно о ней знать.

Длина Транссиба

Протяженность Сибирской ж/дороги от Москва до Владивостока – 9288 км 200 метров. Такой длинной ЖД в мире больше нет. По Европе проложено 19% рельсового полотна, по Азии – 81%. Условной границей между двумя частями света является 1778 км.

Рождение легенды

В середине XIX века доставка грузов из центральной России в Сибирь занимала несколько месяцев, поэтому пришла мысль о создании ж/дороги. Она бы помогла не только ускорить доставку грузов, но и повысила бы обороноспособность страны. В 1887-м восточносибирский губернатор Н. Муравьев-Амурский поставил вопрос ребром – ж/дорога крайне необходима. Но несколько десятилетий дальше проектов инициатива не пошла. В 1886-м власти Иркутска и Приамурского в лице А. Игнатьева и А. Корфа весомыми аргументами в пользу строительства дороги убедили императора.

В 1887-м Александр III собрал министров и руководителей госведомств, которые приняли окончательное решение – строить «чугунку». Через 3 месяца на трассе Обь-Приамурье начали инженерные изыскания, которые к девяностым завершили. Император сразу решил – все деньги «на великое народное дело» поступят из российской казны. Строить «чугунку» должны «русские работники из русских материалов», говорилось в специально изданном указе. Царь запретил привлекать иностранных инвесторов. Для придания значимости строительству курировать его поручили Николаю Александровичу (будущему последнему императору России). Он возглавил спецкомитет.

Первые шаги

Зимой 1891-го министры распорядились приступать к строительству на двух противоположных участках – Владивосток и Челябинск, которые разделяло больше 8000 км. 29 марта по новому стилю 1891-го император подписал указ о постройке железной дороги, а 31 мая началось ее официальное строительство.

Цесаревич Николай прибыл в Куперовскую падь вблизи Владивостока, где торжественно заложили Транссиб. Будущий император самолично высыпал первую тачку земли на участок, где в будущем прошли рельсы. Параллельно работы начались на отрезке Миасс-Челябинск.

Условия строительства

До 1905 года строительством Транссиба руководил спецкомитет. Прокладка «чугунки» проходила по тайге, малозаселенным и безлюдным участкам с суровым климатом. Ни большие реки или озера, ни заболоченные участки, ни вечная мерзлота не становились преградой для строителей Сибирской ж/дороги. Они пробивали километровые участки для туннелей и строили дополнительные мосты.

Некоторые сооружения удивляли весь мир. Так первый приз на парижской выставке в 1900-м получил красноярский ж/дорожный мост через Енисей, который в 2007 году был демонтирован. На амурском участке впервые в мире туннель проложили через вечную мерзлоту. На самой сложной в техническом плане Кругобайкальской ж/дороге прорыли четыре десятка тоннелей и построили почти два десятка виадуков.

Рабочих на строительство дороги вербовали по всей Российской империи. Большую часть составили ссыльные и солдаты. Также активно приезжали на большую стройку крестьяне из Сибири и центральной части России. За 20 лет строительства в Сибирь перебралось больше 10 млн человек. Всего строить дорогу начали 9600 рабочих, но уже через 5 лет количество работников достигло почти 90 тысяч. Только над постройкой Амурской ж/дороге работало 20 000 человек. Хотя почти всё делали вручную при помощи лопат, тачек, топоров, пил, каждый год Транссиб увеличивался на 600 км.

По скорости прокладки, длине, сложности строительства Транссиб не знал равных в мире. В общей сложности царские власти потратили 1,46 млрд золотых рублей при годовом бюджете Российской Империи в 2 млрд.

Поэтапный ввод в эксплуатацию

Отдельные участки Великого Сибирского пути запускали поочередно:

  • В 1896-м открыли 1422-километровый отрезок ЗСЖД, который соединил Челябинск и Новониколаевск.
  • Через год – отрезок от Владивостока до Хабаровска.
  • В 1899-м – 1839-километровый участок от Оби до Иркутска.
  • В 1900-м – отрезок от Мысовой до Сретенска Забайкальской ж/дороги длиной 1105 км. Через о.Байкал составы переправляли на пароме.

После запуска КВЖД через Манчжурию летом 1903-го на всем протяжении Транссиба началось регулярное движение составов. Через год была решена проблема с переправкой составов на паромной переправе через Байкал. А еще через год, в 1905-м, «однопутка» обеспечивала непрерывный рельсовый путь 14 составам в сутки. Только в 2009-м, когда открыли новый мост через Амур, ж/дорога стала двухпутной.

С 1906 по 1915 проложили вторую часть Транссиба. После русско-японской войны часть КВЖД перешла японцам, поэтому пришлось строить Амурскую ветку. С 1907 по 1916 гг. было проложено больше 2000 км, после чего по мосту через Амур поезда начали ходить в Хабаровск. 18 октября по новому стилю 1916-го считается официальной датой, кода Сибирская дороги стала пролегать исключительно по русским землям, а мост через Амур стал самым монументальным на тот момент в Европе и Азии.

Плюсы от строительства ж/дороги

Кроме очевидных плюсов строительство Транссиба дало стране много полезного:

  • Строительство сопровождалось геологическими изыскания, в ходе которых были обнаружены новые участки золотодобычи.
  • Проводились топографические и климатические исследования, которые позволили колонизировать обширные регионы с суровыми погодными условиями.
  • По длине Транссиба построили множество депо, ремонтных мастерских, других предприятий, на которых работало в 1913-м 43 000 человек.
  • Были построены новые города и небольшие поселки, в которые переселялись жители со всей России, в том числе аграрии, которые активно обрабатывали целину.
  • Неоспоримым плюсом строительства Сибирской дороги стало укрепление военной мощи России, писал Николай II в 1916-м.

В советское время и сегодня

В годы 1-ой мировой и Гражданской войны Транссиб начал приходить в запустение, что вынудило советскую власть провести его масштабное восстановление. Огромную роль выполнял Великий Сибирский путь в годы ВОВ. По дороге на фронт отбывали солдаты и офицеры, шли эшелоны с военной техникой и продовольствием. Дорога использовалась для эвакуации предприятий и миллионов советских граждан.

С 1956-го началась электрификация Северной ж/дороги. Одним из первых, уже к 1961-му, электрифицировали отрезок от Москвы до Иркутска. В 2002-му была выполнена полная электрификация.

С 2013-года Сибирский путь глобально модернизируется. В проект вложено 560 млрд рублей. К следующему году пропускная способность дороги должна вырасти в полтора раза, а сроки доставки контейнеров сократиться до 7 суток. В прошлом году РЖД реконструировали и модернизировали 47 объектов Транссибирской магистрали.

Сегодня Транссиб остается крупнейшей в мире электрифицированной «двухпуткой», по которой из Москвы до Владивостока можно доехать за 6 суток. Сибирская дорога выходит к ж/путям Китая, КНДР, Монголии, а также через экс-республики Страны Советов в Европу. Транссиб пролегает через 20 российских регионов и 5 федеральных округов. По нему перевозится больше половины транзитных и внешнеторговых грузов.

Найти билет
Новости