Железнодорожный транспорт никогда не уступал самолету комфортом. Но если сравнивать поезда с авиаперелетами, последние значительно выигрывали по скорости. Перевозчики железной дороги не готовы мириться с таким раскладом, а поэтому постоянно работают над улучшением технических характеристик составов. Как результат, практически в каждой европейской столице имеется свой скоростной поезд, который не только быстро передвигается, но и имеет комфортные условия для пассажиров. Сейчас многие составы перевозят людей со скоростью 250 км/ч, а некоторые модели могут ездить свыше 300 км/ч.
Первое место – французский TGV
Разработанная опытными специалистами сеть электропоездов TGV используется не только во Франции, но и других европейских государствах. Над созданием трудились работники компании Alsthom совместно с национальным перевозчиком. Первый состав курсировал между Лионом и Парижем, позже сеть распространилась и на другие города. Сейчас на высокоскоростных поездах можно добраться практически в любую часть страны. Также они курсируют в Бельгию, Швейцарию и Италию. В Германии, Великобритании и Нидерландах построена совместимая с ними железная дорога.
TGV могут ездить со скоростью до 320 км/ч, но при специально проводимых испытаниях состав удалось разогнать свыше 574 км/ч. Среди европейских поездов – это лучший показатель, рекорд, который пока остается не побитым.
Второе место – немецкий Transrapid
Почетную вторую позицию в ТОП занимает Transrapid, разработанный немецкими специалистами. Он способен разгоняться до 500 км/ч. Создание этой модели имеет историю продолжительностью почти в столетие. Еще в 1922 году немецкий инженер вел уникальные в своем роде разработки. Он ставил перед собой цель создать поезд на магнитной подушке, который смог бы с комфортом и высокой скоростью перевозить пассажиров.
Только в 1978 году был создан консорциум, в состав которого вошли две крупные немецкие компании. Именно, тогда и началась реализация масштабного проекта. Каждая из компаний выполняла свою функцию – одна работала над ходовой частью, другая отвечала за электрику. Главная особенность Transrapid – экономное потребление электроэнергии.
Третье место – испанский AVE
Современные испанские поезда совсем немного уступают немецким и французским составам. Они могут передвигаться со скоростью свыше 350 км/ч, а в 2006 году на пробных испытаниях AVE удалось разогнать более 400 км/ч.
Эти поезда обеспечивают соединение Мадрида с другими крупными испанскими городами: Севильей, Барселоной, Уэской, Валенсией и др. Также электропоезда ездят из Барселоны в Севилью и Малагу.
Четвертое место – немецкий ICE
Созданная государственным перевозчиком сеть поездов Intercity Express пользуется популярностью в Германии среди пассажиров. Над реализацией проекта, как и при создании Transrapid, работало две компании. Совместным трудом удалось сочетать в составе комфорт, скорость и безопасность. Разгоняться поезда могут до 330 км/ч. В большинстве случаев они используются для осуществления пассажирских перевозок на дальних расстояниях. Чтобы модели ICE могли реализовать заложенный в них потенциал, перевозчиком были построены специальные железнодорожные пути. Основное их отличие – максимально длинные прямые участки дороги, на которых состав может передвигаться с высокой скоростью.
Пятое место – британский Eurostar
Великобритания не уступает своим «сестрицам», европейским государствам. Eurostar – это железнодорожная сеть не только национального, но и международного значения. Главное направление – из Лондона в графство Кент. Также состав осуществляет пассажирские перевозки в Бельгию и Францию. Эти поезда курсируют через Евротоннель, построенный под протокой Ла-Манш, которая разделяет материковую часть Европы с островом. Eurostar способен передвигаться со скоростью 300 км/ч, поэтому на преодоление пути между европейскими столицами уходит минимум времени.
Так как разработки в сфере высокоскоростных поездов продолжаются, не исключено, что скоро железнодорожный транспорт составит серьезную конкуренцию авиации.