Для безопасности движения каждый вагон поезда имеет тормозное оборудование. Выделяют несколько видов тормозных систем. Об их отличиях и особенностях «ручника» расскажем далее.
Классификация
Тормозные системы нужны для корректировки скоростных режимом, остановки и удержания состава на месте. Они делятся на три вида:
- автопневматические;
- пневмовспомогательные;
- ручные стояночные.
Работа тормозных систем основана на получении намеренного сопротивления, благодаря которому происходит торможение, а затем и остановка состава. В каждом вагоне электролокомотивов РЖД есть автотормоза и механизмы ручного типа.
Стояночная тормозная система
«Ручник» нужен для того, чтобы удерживать вагон от начала самопроизвольного движения, а также для замедления хода и остановки для предотвращения аварии. Ранее в дополнение к стояночному тормозу использовались «башмаки». Эти колодочные тормозы фиксировались на рельсах для блокировки колес путем прижатия колодок к поворотным бандажам или спецдискам на колесных осях.
Чтобы затормозить и зафиксировать состав, машинисту нужно приложить усилия. Чем оно больше, тем быстрее тормозит вагон. Однако усилие не должно быть чрезмерным, ведь в таком случае колеса блокируются, начинается скольжение вагона по рельсам, что приводит к аварии.
Машинист использует спецштурвал, с которого усилие передается на тормозные колодки. В результате они плотно блокируют колеса. С учетом надежности и необратимости червячной передачи такая система гарантированно фиксирует поезд на месте.
«Ручник» прост, но надежен по конструкции. Он состоит из следующих элементов:
- штурвал, оснащенный рукояткой;
- пара шестеренок-конусов;
- резьбовой винт;
- пара тяг с гайками.
Штурвал находится в тамбуре на торцевой стене. По инструкции, на него нанесено изображение, которое информирует: при повороте по часовой стрелке поезд затормозит, против часовой – произойдет разблокировка тормозов.
К преимуществам стояночного тормоза относят не только возможность остановить состав, но и способность удерживать его длительное время в неподвижном состоянии даже на путях с большим уклоном.