Ныне вокзалы – это неотъемлемая часть железной дороги, но как развивались пассажирские станции, знают не все люди. Где был построен первый вокзал? Чем отличались первые станции от современных зданий, которые используются для обслуживания пассажиров? Все эти факты можно легко узнать, если немного окунуться в историю.
Интересно! Мало кто знает, что изначально слово «вокзал» не имело ничего общего с железнодорожной станцией. Так называли места для проведения народных гуляний. Первый «Воксхолл» (парк для развлечений) действовал в пригороде Лондона. Позже схожие места стали появляться и в других европейских странах. Мнения, почему станции стали называть «вокзалами», расходятся. Одна из самых распространенных версий гласит о том, что в просторные здания с высокими потолками, колоннами и роскошным убранством часто ассоциировались с парками развлечений. Кроме этого, в них также появлялись магазинчики и заведения общественного питания.
Английский Ливерпул-Роуд
Звание первого вокзала в мире досталось Ливерпул-Роуду, построенному в 1830 году в городе Манчестер. Открытие станции было связано с запуском железной дороги между Манчестером и Ливерпулем. Англичане решили не экономить на постройке и возвели большое здание по тем меркам. Каменная постройка функционировала более 150 лет. «Ветеран» железнодорожных станций обслуживал пассажиров до 1975 года. Затем Ливерпул-Роуд стал музеем. Посетить его можно и ныне.
Вокзал в Брюсселе
Когда люди перестали бояться «железных шумных машин» и смогли оценить все преимущества путешествий железной дорогой, началась эра стремительного развития железнодорожного транспорта. Европейские страны вели активное строительство путей. Вместе с ними строили и станции для пассажиров.
В 1835 году в Брюсселе построили вокзал. Здание даже по нынешним меркам соответствовало всем требованиям и нормам. Брюссельский вокзал стал прообразом современной железнодорожной станции. Внутри здания располагались кассы, зал ожидания с деревянными скамьями. Среди особенностей стоит отметить наличие стационарного буфета и камер хранения, в которых можно было оставить не только большие сумки, но и ручную кладь.
На перроне дежурил сотрудник в форменной одежде. Для оповещения пассажиров о прибытии поезда использовался медный колокол. Применялся он и в случае непредвиденных ситуаций, когда требовалось эвакуировать пассажиров.
Первый российский вокзал
В период появления и развития железнодорожного транспорта Российская Империя была могущественным государством. Власти страны не планировали отставать от европейских государств. Когда между Санкт-Петербургом и Царским Селом проложили пути, построили и первый вокзал. Сначала возвели деревянное здание. Через 12 лет решили его реконструировать. В ходе масштабных работ деревянная постройка сменилась на капитальное сооружение из камня. Проект строительства был разработан архитектором К. А. Тоном. В 1904 году провели еще одну капитальную реконструкцию. В этот раз над проектом работал Бржовский. Используется по прямому назначению первый российский вокзал и ныне. Сейчас он носит название Витебского. Это историческая и архитектурная достопримечательность, яркий пример классического модерна начала прошлого столетия.
Многие старинные вокзалы и сейчас успешно эксплуатируются. К таким долгожителям стоит отнести и Центральный вокзал в Нью-Йорке, и Северный вокзал в Париже. Эти и другие давние строения уже перестали быть просто зданиями для обслуживания пассажиров. Они свидетели развития железной дороги и ценные артефакты истории.