Первые поезда, убирающие снег были спроектированы в нашей стране в 1910 году. Машина собирала снег и грузила его в вагоны, которые двигались по соседнему пути. В 30-х годах появились снегоуборочные машины с конвейерной системой действия, где снег перемещался параллельно составу прямо к механизму разгрузки. Поезда с такой конструкцией используются в России по сей день.
Особенности эксплуатации поездов для уборки снега
Главная задача данных машин – очистка от снежных залежей станций, переездов и перегонов. В теплый период поезда не простаивают, а занимаются сбором скопившегося мусора.
Разновидности поездов для уборки снега
Устройство снегоуборочных машин сильно разнится, единого стандарта нет. Группа несамоходных поездов СМ имеет в составе головной вагон, оборудованный системой для уборки снега, и несколько промежуточных вагонов, а также замыкающий вагон, оснащенный устройством разгрузки. Локомотив в данном случае используется в качестве движителя. Снегоуборочные поезда ПСС двигаются самостоятельно и состоят из 3-5 вагонов.
Поезда из серии СМ
Головная секция оснащена мощной дизельной электростанцией для обеспечения всех систем поезда. Слой снега в 0,8 метра поддается такой машине легко. Чтобы увеличить ширину очищаемой полосы до 5 м, в конструкцию встроили крылья. Однако и без них машина способна очищать полосу шириной в 2,5 м.
Скорость движения поезда в процессе работы зависит от уровня и плотности снежного покрова и варьируется в пределах 5-10 км/ч. Головной отсек оборудован барабаном со щеткой, который очищает пути и производит забор снега. Чтобы справиться с плотным снегом, используются крылья и подрезной нож. При сильном снежном заносе поезду нужно сделать несколько заходов для полноценной расчистки путей.
Поезда из серии ПСС
Поезд типа ПСС-1 обычно состоит из головного отсека, нескольких полувагонов, конвейера и подвижной секции с устройством для разгрузки. ПСС-1 применяется для уборки мусора и снежного покрова на перегонах, станциях, стрелках и переездах. Снег выгружается и загружается в полувагоны механическим образом.
Данный поезд имеет производительность до 1200 м3 снега или 500 м3 мусора в час. При скалывании льда производительность находится на уровне 600 м3/ч. Снегоуборочная машина во время движения чистит пути щетками, при этом снег откидывается по бокам. Для очистки стрелок предусмотрена мощная вентиляторная машина. Кроме того, во время движения есть возможность скалывания льда.
Ассортимент дополнительного оборудования снегоуборочных поездов
Поезда для уборки снега имеют дополнительное оборудование, которое обеспечивает качественную расчистку путей от снежного и ледяного покрытия. Для более тщательной чистки по бокам и спереди локомотива установлены щетки. Для плотного снега используется разрыхлитель, который измельчает снег для дальнейшей подачи на конвейер. Благодаря дополнительному оборудованию некоторые поезда могут убирать до 1000 тон в час.