Больше 10 лет в России обсуждается проект строительства скоростной ж/д магистрали Москва-Казань. За это время Пекин построил 29 000 км ж/д дорог, побив все мировые рекорды. Каким путями китайские власти достигли подобных результат, расскажет наш обзор.
От дискуссий до проектов
Еще в начале девяностых Китай сильно отставал от большинства стран в плане развития железнодорожных магистралей и транспорта. Китайские поезда двигались со скоростью, которая не превышала 50 км/час. Но уже к концу девяностых власти вплотную приступили к модернизации железных дорог.
В 2006 году Пекин понял, что действующие ж/д магистрали не справляются с пропускной способностью из-за стремительно растущего потока пассажиров. Было решено сконцентрировать усилия на высокоскоростных ж/д дорогах. В 2006 году в стране была всего одна высокоскоростная ветка, которая соединяла Шанхай с воздушным портом. Поезда по ней ходили «на магнитной подушке». Они и по сей день являются самыми быстрыми в мире, развивая скорость до 431 км/час.
Власти долго дискутировали – как именно строить: на рельсах или «подушке». Решили выбрать классический вариант. Он дешевле как при прокладке, так и в ходе последующего обслуживания. В конце двухтысячных в стране строят первые обособленные высокоскоростные линии, но не для массового пассажира. Создается план «четыре плюс четыре», который предполагал прокладку четырех веток с севера на юг и четырех с запада на восток. Сеть «четверок» была завершена в 2015 году. Она и сегодня остается одной из самых быстрых в мире. В 2016 власти расширили план до «восемь плюс восемь».
Быстро и дешево
Пекин смог построить железные магистрали при рекордно низких затратах. Расходы на один километр ж/д дороги не превысили $23 млн. Для сравнения, европейцы тратят на строительство одного километра от $25 до $40 млн.
На Западе много денег требуется на приобретение земли, по которой проложат ветки. Китай пошел другим путем. Он не выкупает землю, а строит преимущественно на виадуках. На поставках для строящихся железных дорог сконцентрировалась промышленность, что также удешевляет проекты. Третьим фактором стала дешевая рабочая сила.
Рекорды и планы
К концу 2018 года протяженность скоростных железных дорог Китая составила 30 000 км. В сентябре 2021 года была завершена прокладка самого длинного в мире железнодорожного маршрута – расстояние от Пекина до Гонконга в 2360 км скоростной поезд проезжает за 8 часов 56 минут.
Пекин не планирует останавливаться. К 2025 году протяженность ж/д линий со скоростными поездами увеличится на 9 тысяч км и достигнет 38 тысяч км. Теперь на работу за 100-200 км от дома китайцы ездят «в пределах часа». Внушительные цифры воспринимаются в сравнении: во Франции протяженность скоростных дорог составляет 3220 км, в Японии – 2700 км, в других странах – и того меньше.
Долгое время авиаперелеты лидировали на рынке внутренних перевозок Китая, но с появлением железных дорог они превратились в аутсайдеры. Авиаперелеты ограничены закрытостью китайского неба, большая часть которого контролируется армией и является недоступной для пассажирских перелетов. В 2017 году по скоростным ж/д линиям Китая проехало больше 1,7 млрд пассажиров. Средняя цена проезда – 7 центов за километр. Для сравнения: французы платят по 10 центов за километр, испанцы – по 11.
За взятки – смертная казнь
Впечатляющее развитие высокоскоростного ж/д сообщения в Китае связано с именем Лю Чжицзюня. Он являлся министром ж/д сообщения десять лет – с 2003 по 2013 гг., но был отправлен в отставку за взятки и злоупотребление полномочиями. Пресса выяснила, что сумма взяток министру в ходе реализации различных проектов по строительству ж/д дорог превысила $150 млн. Министра приговорили к высшей мере летом 2013 года, но позже заменили казнь на пожизненное.
Преемник Лю Чжицзюня заявил, что качество проложенных линий оставляет желать лучшего. Причина тому – коррупция. Поэтому на большом числе отрезков скорость поездов снизили до 300 км/час.
Пекин не скрывает, что лишь несколько линий будут прибыльными. Например, ветка, соединяющая Пекин и Шанхай. Затраты на другие ветки окупятся в лучшем случае через пятьдесят-сто лет, а с некоторых никогда не удастся вернуть затраты. Экономисты Поднебесной бьют тревогу: такое наследство может «утянуть» всю экономику на дно. Но власти уверены, что мобильность – гарант светлого будущего, поэтому уже в 2019 году число высокоскоростных поездов увеличили до 850. Плюс было проложено еще 7 тысяч км ж/д путей, большинство из которых, правда, не предназначены для скоростных поездов.