Скоростное движение продолжает оставаться головной болью РЖД. На ПЭФ Трансмашхолдинг (ТМХ) и ФПК подписали 5-летний контракт на разработку и постройку скоростных вагонов, однако скептики указывают на трудности, с которыми придется столкнуться при реализации планов. В числе основных «но» приводят отсутствие локомотивов, способных разгоняться до скорости 200 км/час, и наличие всего трех направлений, на которых поезда смогут развивать высокие скорости.
Потребности в высоких скоростях
По российским железным дорогам уже ходят скоростные электрички «Сапсаны» и «Ласточки». Кроме того, идет работа над проектом создания поездов для высокоскоростной магистрали между Питером и Москвой.
ТМХ поручено выпустить вагоны под локомотивы. В текущий момент ТМХ делает для ФПК вагоны, с которыми локомотивы могут разогнаться до 160 км/час. Опыт у ТМХ есть – в начале двухтысячных предприятие выпускало пассажирские вагоны на локомотивной тяге для «Невского экспресса», который мог двигаться со скоростью до 200 км/час.
Крушение «Русской тройки»
В конце 70-х в СССР для поезда «Русская тройка» построили вагоны РТ-200, которые электровоз ЧС2М тогда успешно разогнал на отрезке от Москвы до Ленинграда до 210 км/час. После тестов скоростной поезд был собран целиком. По тем временам он кардинально отличался от других составов не только скоростью, но также внутренней компоновкой:
- 2-местные мягкие кресла с опцией регулировки.
- Люминесцентные лампы.
- Кондиционеры.
В первый рейс «Русская тройка» вышла в 75-м, но уже через пять лет ее сняли с маршрутов из-за обнаруженных в конструкции проблем. Их суть так и осталась туманной. В одних источниках утверждается, что на высоких скоростях вагоны сильно резонировали, норовя сойти с путей. В других – что к таким скоростям не было готово ж/д полотно. Работать над устранением проблемы не стали. Поезда сняли с маршрутов и отправили на металлолом.
Создание электровоза
Пока непонятно, какой локомотив будет использован для новых вагонов, - имеющиеся ЧС200 и ЭП20 или новый. ЧС200 делали в советские годы на чехословацком заводе. Выпустили всего 12 штук. ЭП20 заказывали у французов из Alstom, но те из-за санкций прекратили сотрудничество с ТМХ.
В текущий момент ЭП20 делают на заводе в Новочеркасске. Главный плюс этого локомотива – 2-системность, которая позволяет поезду ехать по путям с переменным и постоянным током. Работа над совершенствованием ЭП20 не останавливается. Сегодня он стал быстрее, тратя на дорогу из Москвы до Адлера меньше суток. Этот локомотив используется в поездах, которые ходят в Анапу, Симферополь, Кисловодск, Севастополь, Нижний, Петрозаводск, Казань. К 2025 году планируется выпускать полностью отечественные 2-системные ЭП40 на базе ЭП20.
Скоростные участки
Еще одна проблема – отсутствие большого количества участков, на которых поезд сможет разогнаться до 20 км/час. Пока это возможно на отрезке между Питером и Москвой, Питером и Выборгом, Москвой и Нижним. Строительство ВСМ – еще одна задача, которую предстоит решить РЖД.