Как рассказали представители Национальной технологической инициативы (НТИ), поезда и самолеты в скором времени будут оснащены высокоскоростным интернетом. Первые разработки можно будет протестировать к 2022 году. На данный момент проектируются ретрансляторы, радиус раздачи сети которых в разы превышает радиус обычных вышек.
Выпустят в Интернет
Представители НТИ рассказали, что в России в скором времени появится интернет, которым смогут воспользоваться пассажиры скоростного авиа-, ЖД, и автотранспорта. Кроме того, появится возможность управлять беспилотниками в реальном времени.
Согласно проекту, разработанная система раздачи интернета будет сочетаться с сетями 3G, 4G и 5G. В 2022 году будет сконструировано не менее 10 ретрансляторов, с радиусом действия в 150 километров. Транспорт будет оборудован специальными принимающими устройствами.
Принципиальное отличие новых ретрансляторов от уже знакомых вышек в том, что они будут направлять свой сигнал на определенного абонента, в то время как сигнал с вышек рассеивается, и от этого его мощность ослабевает.
Современные стандарты Wi-Fi делают невозможным стабильный доступ к сети при скорости движения более 100 км/ч. Кроме того, радиус действия нынешних вышек составляет всего лишь 20 км.
Согласно аналитике, емкость рынка выхода в интернет лишь на ЖД транспорте варьируется в пределах 21,5 млрд. рублей ежегодно. Еще почти 5 млрд. можно получить, раздавая сеть в авиатранспорте. Выход в интернет для пассажиров самолетов будет предоставляться по установленной стоимости – 300 рублей. На данный момент столько стоит выход в сеть посредством спутника.
Первый опытный сегмент будет оборудован на участке Москва-Адлер, а к 2025 году высокоскоростные сети появятся по направлению к Геленджику.
Стоит отметить, что разработчики проекта претендуют на финансовую помощь частных инвесторов. Затраты на реализацию проекта и конструирование оборудования пока остаются неизвестными, однако есть информация, что стоимость одной вышки на первых этапах обойдется в 2 млн. рублей. Тем не менее, когда начнется массовое производство, цена заметно снизится.
Слабый сигнал
В пресс-службе АО «ФПК» пояснили, что на данный момент в поездах нет постоянного сигнала сети. Пассажиры могут попасть в интернет посредством своих гаджетов, однако не все сотовые компании предоставляют качественный сигнал на всех участках дороги.
Некоторым спасением для пассажиров, которые остались без доступа в сеть, является разработка ФПК – портал «Попутчик», который работает посредством поездной сети. Через портал можно просматривать фильмы, слушать музыку, заказывать еду и напитки из вагона-ресторана и т.д.
В авиатранспорте доступ в сеть есть на некоторых бортах компании «Аэрофлот». Остальные компании похвастаться таким сервисом не могут. Однако, как уточнили их представители, если возможность появится – Wi-Fi обязательно сделают доступным для пассажиров.
Как отмечает Виталий Шуб, заместитель руководителя НТИ, потребность в скоростных сетях в транспорте очень велика. Однако, строительство вышек, которыми на данный момент располагают операторы, целесообразно с финансовой точки зрения лишь в местах с большой численностью жителей. Отчасти это связано с тем, что средства необходимы не только на воздвижение вышек, а также на обеспечение их электричеством и мощным сигналом (для сети LTE требуется один гигабит в секунду).
Кроме этого, Шуб уточнил, что оценить эффективность введения высокоскоростного интернета в самолетах и поездах можно будет лишь после начала его эксплуатации.
Недавно стало известно, что сигнал не может передаваться на радиус в 150 км на заявленной частоте в 3–6 ГГц. В связи с этим, можно сделать вывод, что технические характеристики отличаются от озвученных, и разработчики либо скрывают свои действительные изобретения, либо для претворения проекта в жизнь нет реальных технологий.