Впервые в истории сербские власти пустили поезд, способный развивать скорость до 200 километров в час. Состав курсирует между Белградом и Нови-Сад.
Тестовый рейс
Поезд «Соко» («Сокол») включает четыре 2-этажных вагона на 270 пассажиромест. Из Белграда состав отбывает в 11 часов 20 минут (в час двадцать по мск). В тестовом рейсе приняли участие первые лица Сербии – президент А.Вучич, премьеры А.Брнабич, а также зарубежные гости – венгерский премьер В.Орбан, российский посол в Сербии А.Боцан-Харченко, представитель сербского филиала РЖД М.Султанов, дипломаты и журналисты.
По словам господина Вучича, прежние мечты стали реальностью – теперь дорога от столицы до Нови-Сада занимает чуть более получаса. Сербский президент поблагодарил российских и китайских партнеров, которые построили дорогу, которая позволяет с комфортом путешествовать не только по стране. Курсирующие по ней поезда, сказал Вучич, делают ближе венгров и сербов, ведь из Белграда до Будапешта ехать теперь всего два-два с половиной часа.
В ответном слове венгерский премьер Орбан подчеркнул, что власти двух стран сделали немало, чтобы выстроить дружелюбное партнерство. Железная дорога, которая к 2025 году свяжет столицы Венгрии и Сербии, облегчит жизнь населению обеих стран. А сегодняшняя поездка, отметил Орбан, доказывает, что вместе два народа смогут реализовать «еще много достойных идей».
После прибытия первого рейса в Нови-Сад высоким гостям рассказали об этапах проектирования и прокладки высокоскоростного участка между Сербией и Венгрией. На выходе прибывших встречали более восьми тысяч горожан.
Российско-сербское партнерство
Наиболее сложный участок дороги между Белградом и Нови-Садом строила компания из России «РЖД-Интернешнел». Этот отрезок длиной чуть более 40 километров связывает Стару-Пазову и Нови-Сад. Именно на нем поезд способен развивать скорость до 20 километров в час.
По словам М.Султанова, сербские власти поручили российской компании строительство самого сложного отрезка. Для остальных – привлекли китайских партнеров. Отмечается, что российская компания по соглашению, заключенному в 2013 году, с 2014 года модернизирует и строит сербские железные дороги. Общая сумма контракта – 941 млн долларов. Из них большую часть (800 млн) Москва предоставила Белграду в рамках экспортного госкредита. К началу 2022 году закончена реконструкция участков, связывающий Белград с Панчево и Ресник с Валево. Сербия также получила от России 27 дизель-поездов.