Четыре года назад в феврале по индийским железным дорогам пустили скоростной электропоезд Train18, которые собрали за рекордные полтора года на заводе ICF в юго-восточное части страны. Сегодня по ж/дорогам курсирует уже десять таких составов. В планах – поднять сегодняшнее количество до четырехсот. Об истории реализации уникального проекта – в этом обзоре.
О создателе
Идея разработки индийских скоростных составов принадлежит бывшему генменеджеру ICF Судханшу Мани. Уже через год после открытия первого завода по сборке поездов в Ченнае прибывший с визитом китайский премьер Чжоу Энь Лай пожелал инженерам своей страны учиться у индийских коллег. Но Мани признавался, что именно китайские разработки вдохновили его на создание индийского высокоскоростного поезда. Он видел, как КНР импортирует свои поезда по всему миру, и решил – а почему Индия не может так же.
Занимая пост советника немецких властей по вопросам ж/дорог, Мани в начале 80-х организовал поставки ж/д вагонов из Германии. Но еще 10 лет ушло на то, чтобы вагоны в реальности прибыли в Индию. В Европе Мани следил за развитием ж/д технологий, но все составы, которые он видел в зарубежных кинокартинах и печатной прессе, ничем не напоминали индийские поезда.
Весной 2017 ж/д управление Индии подписало разрешение на выпуск двух скоростных электропоездов. Первый инженерам поручили сдать в эксплуатацию уже через год. Такая спешка была вызвана тем, что Мани в 2018 году планировал выйти на пенсию. Опасались, что его преемник свернет проект.
Воплощенные мечты
Мани ушел из ICF в конце 2018 года, но за три года до этого он превратился в индийского гуру машиностроения. Он признавался, что для одобрения проекта ВСМ и выделения финансирования, ему приходилось «падать в ноги к главному».
За два года до пенсии Мани вплотную приступил к разработке высокоскоростного поезда. Он рассказывал, что закрывал глаза и видел только одно – свой поезд. Над проектом Train18 трудилась большая команда опытных специалистов возрастом 50+. У каждого были собственные идеи.
Обсуждались мельчайшие детали. Например, раньше индийские поезда никогда не делали белыми из-за поверья, что этот цвет символизирует траур и грязь. Но Train18 решили сделать белоснежным, будучи уверенными, что он не будет выглядеть непрезентабельно. Поезд пытались окрасить в красно-черное, кремово-красное, но в итоге выбрали бело-синее сочетание. Корпус покрыли шестью слоями лака, как шикарный автомобиль. Финальный прозрачный слой защищал корпус от пыли.
Главный конструктор Шринивас пояснял, что решено было сделать такие же выдвижные подножки при открывании дверей, как в европейских поездах. А еще – много остекления. Идея была такой, что у поезда – одно длинное окошко, которое в реальности состоит из множества небольших. Главный проектировщик электрики Дэш предложил смонтировать камеры внутреннего и наружного наблюдения, которые бы позволили машинисту видеть пассажиров в поезде и на перроне.
Команда полтора года «за бесконечными чаепитиями» создавала облик поезда будущего. В итоге проект был успешно реализован, а скоростные Train18 успешно ходят по индийским ж/дорогам. Создатель проекта Мани регулярно выступает в качестве эксперта на ТВ и читает курс лекций. Он уверен, что в родной стране рано или поздно начнется выпуск собственных скоростных поездов, даже если для этого придется привлечь иностранных инвесторов.