Железная дорога для пассажирских перевозок на Сахалине используется давно, но в 2019 году проехал первый поезд по широкой колее. Речь идет о маршруте, который соединяет Ноглики и Взморье. Ныне продолжается переход на общепринятые российские стандарты. Масштабная реконструкция железной дороги на острове продолжается. Активно ведутся работы в разных уголках острова. Полностью завершить переход и восстановить железнодорожное сообщение между городами планируют осенью этого года.
Имеющиеся результаты
Железнодорожное сообщение между Южно-Сахалинском и Ногликами (югом и севером) приостановили 28 июня. В период проведения запланированных работ по перешивке колеи добраться из одной части острова на другой можно было автобусом или самолетом. Ограничения и неудобства для пассажиров были временными, уже с 18 июля поезда вновь стали курсировать, но уже по широкой колее, стандарт которой используется во всей России.
Ныне работы не завершены. Широкая колея проложена на участках между Холмском и Арсентьевкой, а также Взморьем и Ногликами. В ближайшее время перешьют колею между Взморьем и Южно-Сахалинском. Также запланировано изменение стандартов на участке, который протянулся от Южно-Сахалинска до Корсакова.
Тепловозы и тележки для вагонов
Сейчас на Сахалине имеется около 40 тепловозов, которые предназначены для эксплуатации по широкой колее. В их число входит 5 так называемых универсальных тепловозов. Главная их особенность заключается в том, что они могут использоваться и на широких, и на узких путях. В период проведения ремонтных работ на железной дороге с материка завезли тепловозы. Планируют эксплуатировать новые тепловозы и те, которые прошли капитальный ремонт и модернизацию.
Постоянно производится вовлечение привезенных тепловозов в процесс перевозок. Ныне успешно проводится их тестирование при грузовых транспортировках, в частности для перевозки угля от станции Победино. Также они применяются для пассажирских перевозок на открывшемся участке между Взморьем и Ногликами. Для машинистов даже были проведены курсы обучения, чтобы они приобрели необходимые знания и навыки управления тепловозами, разработанными для широкой колеи.
Перевозчик уже подготовился к новым стандартам. На тележки для широкой колеи переставлен 41 вагон. Всего на остров поступило 138 тележек, то есть курсировать по новым путям смогут 69 вагонов. Оставшиеся вагоны установят на новые тележки позже, так как вагонов, которые «подогнали» под общие российские стандарты, пока хватает для перевозки пассажиров на открывшихся участках дороги. Хотя руководитель компании перевозчика отметил, что весь подвижной состав должен быть готовым к работе до конца завершения запланированной реконструкции железной дороги на острове.
Временные неудобства
Из-за масштабных работ на путях пассажиры испытывают неудобства. Из Южно-Сахалинска до Взморья можно доехать автобусом, а там можно сесть на поезд, если требуется добраться до станции Ноглики. Чтобы частично компенсировать неудобства, предусмотрена возможность оформления билетов «автобус + поезд». С сентября железнодорожное сообщение восстановится полностью.
Единственным направлением, где используется узкая колея, является участок между станциями Дальнее и Новодеревенская. Пользуются этим направлением преимущественно дачники, поэтому поезда будут ходить по нему до ноября, а после сообщение закроется. Из-за малого спроса этот отрезок путей не попал в инвестиционную программу перехода.