Напишите нам Ж/Д и Авиабилеты на все направления

Ж/Д и Авиабилеты на все направления

Железнодорожные билеты
оформление билетов недоступно по техническим причинам

Email для обращений:
support@pzb-online.ru

Шесть лучших паровозов, сделанных в Советском Союзе

Шесть лучших паровозов, сделанных в Советском Союзе

В советском машиностроении много достижений и мировых рекордов, поэтому важно помнить о том, какие паровозы создавали советские конструкторы и инженеры.

Первый

Почти три десятилетия по рельсам железных дорог Страны Советов курсировал СУ («сушка»), ведь он был первым и одним из лучших. Его построили на «Красном Сормово» в 1924 году. В основу взяли проект паровоза СВ, созданного в царские времена. Литера «У» значит «усовершенствованный», и поезд оправдывал это определение:

  • Он развивал скорость до 115 км/час.
  • Весил почти 89 тонн.
  • Хранил 80 тонн топливного запаса.
  • Достигал в длину тринадцать с половиной метров.
  • Демонстрировал хорошую мощность при малом расходе топлива.

Историки отечественного машиностроения считают «сушку» одним из самых красивых в мире, ведь его солидный вид был пропорционален и изящен. Он мог тянуть на хорошей скорости курьерские составы и тяжелые вагоны с пассажирами (до 18 вагонов за раз). Путь от Ленинграда до Москвы «сушка» проделывала за шесть с половиной часов. Именно хорошая скорость сделала СУ самым популярным советским паровозом, который в различных версиях не сходил с рельс до 50-х годов.

Одновременно с серией С советские инженеры разработали паровоз М, который называли «Маруськой». Именно его планировали сделать первым советским паровозом, но из-за постоянной доработки проекта он появился на ж/дорогах лишь в 1927 г.

Мощный

Могучий «Феликс Дзержинский» (ФД21-3125) был создан для работы на самых нагруженных участках советской ЖД – от Москвы до Харькова. Его построили в 1931 году как сверхмощный паровоз, который бы осуществлял быструю доставку грузов по всему СССР. Проектирование «Феликса» курировали в ОГПУ, поэтому от чертежей советских инженеров до выпуска паровоза на рельсы прошло всего 170 суток.

Особенности самого мощного советского поезда:

  • Скорость до 85 км/час.
  • Длина – почти 16 метров.
  • Вес – чуть больше 134 тонн.
  • Топливный запас – 30 тонн.

Семиосный паровоз с гигантским котлом мощностью 3,1 тыс. л. с. был самым-самым в линейке грузовых составов СССР. Он затыкал аналоги за пояс тем, что готов был «есть» низкосортный уголь.

Символичный

Грузовой ФД21-3125 стал прототипом для создания самого быстрого и мощного пассажирского паровоза, который назвали «Иосиф Сталин» (ИС-20, где цифра означает осевую нагрузку). Паровоз построили в 32-м году на Коломенском заводе.

Паровоз имел параметры:

  • Скорость – до 115 км/час.
  • Длина – чуть больше 16 м.
  • Вес – 136 тонн.
  • Запас топлива – 25 тонн.

Мощные параметры пассажирского «богатыри» признали западные эксперты, вручив советскому паровозу в 1937 году Гран-при Всемирной парижской выставки. Котел способен был выдавать максимальные на то время 3,2 тыс. л. с. Впервые в корпусе ИС протестировали аэродинамические элементы. В 1937 году выпустили ИС-20116, обтекаемые контуры которого позволяли ему набирать скорость до 155 км/час. Этот паровоз стал первой в СССР попыткой построить скоростную модель.

Быстрый

Паровозом будущего именовали 2-3-2В, который построили на Ворошиловском заводе в 38-м. Перед инженерами была поставлена задача – максимальная скорость, ведь паровоз предназначался для скорых курьерских перевозок.

Конструкторы взяли лучшее от мощного грузового паровоза «Феликс Дзержинский» и лучшего пассажирского «Иосифа Сталина», обеспечив новинке мощность до 3,4 тыс. л. с. Похожий по очертаниям на пулю 2-3-2В стал самым быстрым советским паровозом, запущенным в серийное производство. Для максимальной скорости детали поезда отливали из высокопрочной стали, не скручивая, а сваривая их между собой.

2-3-2В:

  • Разгонялся до 175 км/час.
  • Имел длину почти 17 метров.
  • Весил 138 тонн.
  • Хранил топливный запас в 15 тонн.

После войны с паровоза убрали обтекатель и редко эксплуатировали его на скорость больше 70 км/час. Весной 57-го этот паровоз установил последний рекорд в 175 км/час.

Тяжелый

В первый месяц эксплуатации самый тяжелый паровоз СССР преодолел шесть тысяч километров. Построенный весной 50-го года П36 получил лучшее от своих предшественников – аэродинамику кожуха и мощный котел. За яркие полосы по бокам его прозвали «Генералом», считая одним из красивейших советских паровозов.

Он был рекордсменом по массе, которая при длине паровоза чуть больше 38 метров составляла 382 тонны 200 кг. Таких тяжелых паровозов в СССР не строили ни до, ни после П36. Мощный котел выдавал 3,8 тыс. л. с. При всей тяжести паровоз мог набрать на прямом отрезке пути 85 км/час. Свой финальный рейс советский гигант совершил в 74-м.

Длинный

Самый длинный советский паровоз стал самым несчастливым. Его построили в 34-м, при этом совсем скоро АА20 стали называть «дурацким» и «бестолковым».

Паровоз этой серии:

  • Разгонялся до 70 км/час.
  • Имел длину чуть больше 20,5 метров.
  • Весил 208 тонн.
  • Вмещал 20 тонн топлива.

Его конструкция побила рекорд по числу осей. Никто в мире не сделал паровоз с 11 осями, из которых семь были ведущими. Конструкторы надеялись, что создают флагмана советского машиностроения, но АА20 не проработал и года из-за чрезмерной длины. Она не позволяла ему вписаться в повороты, заехать в депо, к тому же длинный паровоз часто сходил в рельс. В 35-м паровоз совершил последний рейс, после чего был поставлен в депо. Через четверть века его разрезали на металлолом.

В 1957 году советская власть заявила о неэкономичности и бесперспективности паровозостроения. Паровозы начали заменять тепловозами.

Найти билет
Новости