Это одна из самых необычных железных дорог в России с необычной и богатой историей. Главное ее отличие ширина колеи – 1067 мм, хотя стандартом для России считается 1520 мм.
Зарождение и начало
Строительство путей было начато в 1906 году. Возведением железной дороги занимались японцы. Рабочим за 2 месяца удалось возвести пути длиной 39 км. Сначала ширина колеи была всего 610 мм, но в 1910 году были проведены работы по ее расширению. В результате колея стала 1067 мм – это стандарт для железных дорог в Японии.
В 1918 году Сахалинская железнодорожная сеть начала разрастаться в двух направлениях – на север и запад. Не все новые запланированные направления были реализованы в жизнь. К примеру, пути так и не соединили Ильинск и Углегорск. Ширина колеи была 762 мм.
Когда завершилась Вторая мировая война Южный Сахалин вместе с железнодорожными путями стал частью великого государства СССР. Власти панировали перестроить колеи на российские стандарты, но к работам так никто и не приступил из-за отсутствия необходимого финансирования и распоряжения.
Дальнейшая история
С 1967 года дорогу ожидал новый виток в развитии истории. Из России был доставлен первый тепловоз, затем в течение года их численность увеличилась до 30 штук. Основную линию продлили, поэтому на острове осуществлялись пассажирские и грузовые перевозки.
1980 год стал периодом перемен и обновлений. В этом году по распоряжению российского правительства на Сахалине построили 4 вокзала. Они полностью соответствовали уровнем комфортности существующим тогда нормам. Старые составы практически полностью заменили новыми поездами, закупленными в Японии специально для Сахалина.
После 90-х годов
90-тые года можно назвать сложным периодом для Сахалинской дороги. По мнению властей, проводить реконструкцию было довольно дорого, поэтому путь между Южно-Сахалинском и Холмск закрыли для перевозок любого типа. Развитие этой дороги можно было легко построить на туризме, так как проходит она через красивые природные места.
Со временем количество электричек сократилось и осталось всего 2 поезда дальнего следования. Сейчас ведется демонтаж узкоколейной дороги, так как принято решение об укладке путей стандартной для России колеи. Хотя при правильном подходе она могла бы еще радовать туристов и приносить доход в государственную казну.