Эксперты рассказали, по каким причинам финские власти не торопятся заменить широкую русскую ж/д колею на более узкую европейскую.
Летом 2022 года Еврокомиссия внесла предложение о строительстве новых финских ж/д дорог с европейской колеей шириной 1435 мм. На нее же предлагалось перевести уже действующие пути, за исключением тех участков, где это нерентабельно. Однако финский Минтранс во главе с Т.Харакка отклонили предложение, заявив, что это невыгодно финансово и нецелесообразно функционально.
Причины отказа
Эксперт А.Голубчик уверен, что для модернизации железных дорог потребуются огромные расходы. Общая длина финских ж/д дорог – больше 5000 км, чтобы их «перешить» нужны миллиарды евро. Плюс придется заменить колеса на всех локомотивах, грузовых и пассажирских вагонах. Финским властям придется изыскивать огромные суммы, и такие затраты им не нужны, считает эксперт.
Кроме денег, есть и другая причина. Исторически основной финский грузооборот и пассажирские перевозки связаны с РФ. Глобального сотрудничества в данной сфере со Швецией и Норвегией у финнов нет, поэтому и смысл переходить на европейскую колею отсутствует. Эксперт выразил надежду, что рано или поздно, но российско-финские отношения наладятся, и железнодорожная сфера двух стран продолжит сотрудничество.
Голубчик привел пример с Прибалтикой, где при «игре в политику» власти частично реализовали глобальный проект Rail Baltica по замене колеи. Построили 200-300 км дорог на три страны и на этом взяли паузу.
Эксперт М.Блинкин согласен с коллегой. Он подчеркнул, что в мирное время вопрос о замене колеи никто бы поднимать не стал. Финские власти могут сменит русскую колею на европейскую, если их примут в НАТО. Модернизация колеи потребуется для встраивания финских ж/д дорог в общую логистическую систему Альянса.
Блинкин подчеркнул, что решить вопрос с различающимися колеями можно и без замены. Можно заменять колесные тележки. Или перегружать грузы и пересаживать пассажиров. Есть также другие способы решения проблемы, которые налажены и работают, сказал эксперт. К тому же Финляндия не является серьезным транзитером, находясь в «углу» Европы, поэтому для нее не слишком важна адаптация колеи под европейские стандарты.