Правительству регулярно поступают предложения о строительстве высокоскоростных железнодорожных магистралей. Не так давно местные власти предложили проложить ВСМ от Краснодара до Грозного. Чтобы реализовать этот проект, потребуется около 1 трлн. рублей. От властей Татарстана поступил другой вариант развития. Они просят продлить давно запланированную ВСМ от столицы Казани до Набережных Челнов, чтобы обеспечить хорошее транспортное развитие региона. И хотя проекты заточены под определенные цели, они могут надолго отправиться в долгий ящик, так как им предшествуют другие идеи.
ВСМ в Грозный или в Набережные Челны?
Впервые идея о строительстве высокоскоростной магистрали в Чечне прозвучала еще летом в 2018 году. Руководство республики предлагает реализовывать проект совместно с другими вариантами развития скоростной сети железной дороги в России. Для воплощения идеи по предварительным оценкам потребуется около 1 трлн. рублей. Не исключено, что эти деньги придется искать у инвесторов, так как необходимого финансирования от государства не поступает. Если дорога будет построена, она сможет соединить Москву с Адлером, а также Ставрополь и Минеральными Водами.
И хотя возведение ВСМ Москва-Казань не началось, Татарстан предлагает внести коррективы в план и продлить магистраль до Набережных Челнов. Напомним, что данная дорога в будущем должна стать частью масштабного проекта, который соединит Пекин с российской столицей. Стоимость проекта составит 400 млрд. рублей, при этом желают привлечь частных инвесторов.
Ныне остается неизвестным, какой проект будет приоритетным. Сначала необходимо, чтобы профильные министерства провели оценку проектов, целесообразность вложения финансов, окупаемость затрат. Последнее слово остается за Кремлем, но вопрос пока открыт, окончательное решение по нему не принято.
Планы на будущее
Перед федеральным правительством поставлена задача разработать и утвердить план по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры. Специальный указ был подписан президентом России.
Ныне поставлено несколько основных задач:
- сокращение время перевозки грузовых контейнеров;
- снижение нагрузки на Транссиб и Байкало-Амурскую магистраль или увеличение их пропускной способности;
- развитие транспортных коридоров между западом и востоком, югом и севером.
Чтобы создать условия для экономического развития, необходимо улучшать транспортную инфраструктуру в региональных центрах, в частности это касается железной дороги, на которую приходится большая часть перевозок.
По мнению чиновников, появление высокоскоростной железнодорожной магистрали может стать хорошей основой для развития всей транспортной инфраструктуры. Ныне разработана программа строительства ВСМ до 2030 года. Всего она насчитывает 20 проектов. Если они будут реализованы, появится более 50 скоростных маршрутов в разных направлениях. Всего планируют построить более 7 тыс. км. путей по новым стандартам. Приоритетными направлениями считаются маршруты из Москвы в Екатеринбург через Казань, из столицы в Адлер и Санкт-Петербург.
Старт отложен
Согласно разработанной программе, в период с 2015 по 2020 год должны были начать строительство участка дороги от столицы до Тулы. В будущем этот отрезок стал бы частью ВСМ из Москвы до Адлера. Для возведения дороги протяженностью менее 200 км необходимо 363 млрд. рублей. И хотя между РЖД и губернатором Тульской области был подписан Меморандум еще прошлым летом, строительство пока не начато. Если путь будет построен, время в дороге между столицей и Тулой сократится до одного часа.
Премьер-министром подписано распоряжение о строительстве ВСМ между Екатеринбургом и Челябинском. Сейчас проехать расстояние между городами поездом можно за 5 часов, после завершения проекта время сократится до 1 часа и 10 минут. Начать проектирование должны в 2019-2020 году, а полностью завершить работы до 2024 года. Согласно предварительным расчетам, для реализации проекта потребуется свыше 165 млрд. рублей.
Приоритетные цели
Длительное время ВСМ из столицы до Казани считался приоритетным, при этом проект должны воплощать поэтапно. На первом этапе запланировано строительство участка дороги между столицей и Владимиром. Недавно появились слухи о том, что приоритеты РЖД могут измениться и начнут возведение магистрали от Екатеринбурга до Челябинска. В будущем этот отрезок станет частью пути «Пекин». По предварительным данным, для реализации этого проекта нужно меньше денег.
Не так давно губернатор Владимирской области сообщил, что возведение высокоскоростной дороги будет начато уже в ближайшее время. Когда работы завершат, до столицы можно будет доехать менее чем за час.
ВСМ Москва – Казань соединит 7 регионов. Преодолеть расстояние между столицей и Татарстаном можно будет всего за 3,5 часа. Ныне путь занимает 14 часов. Общая протяженность магистрали составит 790 км. По последним расчетам, на строительство потребуется около 1,6 трлн. рублей, при этом около 700 млрд. рублей планируют выделить из государственного бюджета. Остальные средства будут вкладывать российские или зарубежные инвесторы. ВСМ станет часть международного проекта «Евразия», который соединит Китай с европейскими странами.