При опоздании или отсутствии билетов на станции отправления пассажиры пытаются сесть на поезд на других остановках. Когда с такой посадкой не возникнет проблем, а когда – проводник вправе не пустить в поезд, рассказываем в обзоре.
Типичная история
Интернет переполнен историями пассажиров, у которых возникли сложности при посадке в поезд не на той станции, с которой куплен билет. Одни банально опоздали. Другие – не смогли приобрести ЖД билет из-за отсутствия свободных мест в поезде или закрытых на небольшой станции касс. При этом билеты с посадкой на другой станции были в наличии.
Пассажиры рассказывают, что с покупкой ЖД билета онлайн проблем не возникло, но при распечатке билета в кассе выяснилось, что садиться на поезд нужно на той станции, с которой куплен билет. Якобы в поезд на другой станции могут не пустить. Так ли это?
Закон раньше и теперь
До 2013 года действительно существовало правило посадки в поезд дальнего следования на станции отбытия. Если пассажир не явился, на его место «подселяли» другого. Однако из приказа Минтранса № 473, который вступил в силу 19 декабря 2013 года, такое правило убрали.
В пункте № 51 приказа осталось лишь упоминание о том, что пассажир обязан занять место согласно билету. Указания на то, что поездка должна начинаться на станции отбытия и завершаться на станции прибытия поезда, нет. В пункте 52 говорится, что билет действителен на всем пути следования состава. Правила о том, что билет «сгорает», если пассажир не явился вовсе или решил сесть/выйти на другой станции, нет.
Понятно, что сесть раньше на поезд с билетом, в который не включена станция посадки, нельзя. Например, поезд следует от точки А с остановками в точке Б и С до конечной D. Билет куплен от станции С до конечной. Сесть в пункте А или Б нельзя.
Проводник не пускает – что делать
На форумах и в соцсетях пассажиры часто обсуждают, что проводники отказываются пускать в поезд на другой станции. Если пассажир садится позже станции отправления, при этом билет куплен с отправлением из начального пункта, то претензии проводника незаконны.
Если проводник не внемлет доводам рассудка и нарушает закон, следует:
- Обратиться к начальнику поезда. Обычно ситуация разрешается в пользу пассажира.
- Написать жалобу в виртуальной приемной РЖД, указав время, место, номер состава и другие детали, которые помогут разобраться в ситуации.
Важно понять, что посадка на станции возможна в случае, если она не является технической. То есть для посадки и высадки пассажиров есть перрон, а поезд останавливается и стоит достаточное время, чтобы пассажиры успели выйти или зайти в вагон.