Три триллиона рублей – столько инвестируют в РЖД в текущем году. Треть суммы потратят на модернизацию и ремонт ж/д путей. Одновременно планируется повышение грузовых тарифов на 6.8% (с учетом наценок за капремонт). Повышение тарифов необходимо для покрытия дефицита инвестиционных программ РЖД.
Проект расширения инвестиционных программ и финансирования РЖД прошел одобрение в правительстве. Индексацию грузовых тарифов на ж/д перевозки в текущем году планируется утвердить на уровне 6.8%. При «текущих инфляционных ожиданиях» в 2023 году грузовые тарифы поднимут еще на 6.6%, в 2024 – на 6.1%. Тариф на пассажирские перевозки в поездах, курсирующих на дальние расстояния, возрастет на 4.3%. Такое повышение ранее согласовали с Антимонопольной службой.
Причины и последствия
К повышению грузовых тарифов приходится прибегать для того, чтобы покрыть дефицит инвестиционных программ РЖД. Он возник из-за инфляции. Ожидалось, что она составит 7.4%, а по факту выросла почти на 15%. В правительстве считают, что повышение на фоне текущих экспортных цен не ударит по финансовым возможностям грузоотправителей.
Сами грузоперевозчики с мнением правительства не согласны. Глава Наццентра перевозок А.Иванкин предупредил, что повышение тарифов «потянет» рост издержек. Однако, индексация не окажет «критического влияния» на совокупные транспортные расходы компаний-перевозчиков.
Эксперт Института экономики НИУ ВШЭ Ф.Хусаинов считает, что рост тарифов больно не ударит только по тем компаниям, которые занимаются транспортировкой угля. Остальные перевозчики могут пострадать. Особенную тревогу вызывает внутренний рынок ж/д грузоперевозок, а также смежные услуги.
Выделенные три триллиона рублей РЖД планирует потратить на увеличение контейнерных перевозок, наращивание пассажирооборота Центрального транспортного узла, транспортных возможностей БАМа и Транссиба. Треть денег потратят на ремонт, чтобы «поддержать надежность и безопасность ж/д дорог», которыми пользуются пассажиры и бизнес.