У всех направлений РЖД есть свои особые фирменные цвета, наносящиеся на поезда, элементы станции, такие, как турникеты, например, и кассы для продажи билетов, и вообще все, имеющее отношение к этой части магистрали. Сделано это для простоты: так достаточно одного взгляда, чтобы понять, куда направляется какой поезд.
Традиционные расцветки самого РЖД – это красный с белым, как символ мастерства и новизны.
Цвета отдельных направлений:
Рижская
Основные цвета: бирюзовый, морская волна и белый
Цвета табличек остановочных пунктов: зеленый и белый
Горьковская
Основные цвета: серый, белый и светло-желтый
Старые цвета, сохранившиеся на некоторых станциях: желтый с синим
Цвета табличек остановочных пунктов: красный и белый
Ребрендинг - 2008
Ярославская
Основные цвета: красный и два оттенка серого
Старые цвета, сохранившиеся на некоторых станциях: серый с синим и белым
Цвета табличек остановочных пунктов: синий с белым
Ребрендинг - 2013
Казанская, Павелецкая, Рязанская
Сочетание зеленого различных оттенков с белым
Савеловская
Основные цвета: бордовый с оранжевым
Старые цвета, сохранившиеся на некоторых станциях: синий с оранжевым
Ребрендинг - 2011
Смоленская
Основные цвета: белый и два оттенка зеленого
Старые цвета, сохранившиеся на некоторых станциях: желтый
Цвета табличек остановочных пунктов: белый с серым
Старые цвета табличек остановочных пунктов: белый с темно-зеленым
Ребрендинг - 2000, замена табличек – 2014
Курская
Сочетание зеленого, бежевого, темно-красного и салатового цветов
Киевская
Сочетание белого и ярко-голубого
Ленинградская
Сочетание желтого с красным
Несмотря на то, что некоторые направления используют повторяющиеся сочетания цветов, этого, как правило, достаточно для того, чтобы хотя бы вчерне составить себе представление о месте назначения того или иного поезда.
Электропоезда с индивидуальной окраской
Традиционно большая часть электропоездов придерживается раскрасок, присущих тому или иному направлению. Есть также некоторое количество поездов, выкрашенных в красный с белым и носящих на себе ее эмблему. Но есть среди них и ряд исключений, связанных, в первую очередь, с их особыми функциями. Это:
- Высокоскоростной электропоезд «Сапсан».
- «Аллегро», являющийся электропоездом, связующим Санкт-Петербург с финскими Хельсинками.
- «Ласточка», обеспечивающая Москве быструю связь с Нижним Новгородом (однако, ее цвета, сочетающие оттенки красного с белым, можно все же соотнести с фирменными цветами Московской РЖД).
- «Стриж», обеспечивающий Москве быструю связь с Берлином и Нижним Новгородом.
Помимо этого обладали своими особенностями окраски и пригородные электрички. Со временем их цвета значительно изменились:
Годы внесения изменений
До 1941 года
Сочетание темно-вишневого с серым разных оттенков, коричневым и черным. Вишневым, как правило, был низ, серые оттенки приходились на верхнюю часть состава
1941
Появление первых темно-зеленых электричек
Изменялись с течением лет и цвета, присущие окраске поездов:
Годы внесения изменений
Цвета
До 1879 года
Сочетание синего, темно-желтого, зеленого и красного цветов
До 1917 года
Появление окраски, указывающей на особенности того или иного вагона:
синий цвет – первый класс;
коричневато-желтый – второй класс;
зеленый – третий класс;
вишневый или коричневый – почтовый поезд.
После 1917 года в окраску поездов неоднократно вводились изменения, например, во время войны преимущественно используемым цветом стал темно-зеленый. Но, в конце концов, возникла современная схема маркировки, и поезда, а заодно и сами станции приняли привычный нам вид, а поиск нужного значительно упростился как для пассажиров, так и для работников РЖД.