По железным дорогам курсируют поезда разных типов: межрегиональные и международные, скорые и высокоскоростные. Но только в Китае пассажиров возит состав, оснащенный кислородными баллонами и масками. Речь идет о самом высокогорном маршруте, проложенном в Тибете. До строительства этой железной дороги добрать до высокогорной части Поднебесной можно было только пешком. Идти следовало по горам, преодоление пути иногда затягивалось на месяцы. Чтобы исправить ситуацию, китайцы решили построить железную дорогу, которая заслужено была внесена в Книгу рекордов Гиннесса.
Сложность строительства
Возведение железной дороги, по которой сможет поднять поезд на высоту несколько тысяч метров, сопряжено с рядом трудностей. Для перевозки пассажиров не подходят обычные составы, так как они теряют мощность на высоте. Еще один важный момент – высоко в горах разряженный воздух. Чтобы туристы не испытывали дискомфорта и чувствовали себя в безопасности, инженерам пришлось придумать специальную систему для подачи кислорода к индивидуальным маскам, которые предназначены для всех пассажиров. Уникальная система не имеет аналогов на железной дороге.
Первая часть дороги, протяженностью свыше 800 км, была введена в эксплуатацию в 1984 году. Другой участок, расположенный в высокогорье, построить удалось еще сложнее. Доставка строительных материалов оказалась трудной задачей. На взведение участка протяженность более 1100 км потребовалось 5 лет. Первый поезд по нему проехал в 2006 году.
Особенности маршрута
Общая протяженность железной дороги почти 3000 тысяч километров. Начинается она в Пекине. На пути много станций, но практически все остановки осуществляются в автоматическом режиме. Другими словами движением поезда управляет умная электрона система, а не машинист. На преодоление пути составу требуется 48 часов. Средняя скорость движения – 120 км/ч. Преодолеть путь поезд может и быстрее, но много времени уходит на длительные остановки. Они необходимы для адаптации человека на высоте. Благодаря тому, что пассажиры постепенно привыкают к новым условиям, горная болезнь наблюдается только в отдельных случаях.
Так как поезд в большей части предназначен для туристов, желающих побывать Тибете, объявления об отправлении озвучивается на нескольких языках, в том числе и на английском. Внутри поезда имеется электронное табло. На нем высвечивается температура воздуха и давление за бортом, высота и другие данные.
Состав отличается высоким уровнем комфортности. Для удобства пассажиров в нем продумано все до деталей. Все вагоны делятся на два типа – купейные и плацкартные. Купейные вагоны отличаются от привычных купе, поскольку вместо полок в них установлены мягкие и удобные кресла. Обязательно рядом установлены небольшого размера ящики, через которые регулируется подача кислорода, и маски. Конструкция ящичков проста в управлении. К тому же к каждому ящику прилагается инструкция по применению.
Плацкартные вагоны больше похожи на общие, так как в них установлены мягкие кресла. Для каждого пассажира предусмотрена маска, кислород к которой подается через специальную систему. Вне зависимости от класса вагоны герметизированы при помощи инновационных технологий, которые успешно применяются в самолетостроении. В поезде имеется два ресторана: один с высокими ценами и изысканными блюдами китайской кухни, второй – с низкими ценами и вполне аппетитными предложениями.
Поезд поднимается на высоту свыше 5000 м, но уже при преодолении отметки в 4000 м пассажиров просят надеть кислородные маски.