Резкое торможение поезда – явление редкое, но не уникальное. Машинисту нередко приходится сбавлять скорость движения. В этом обзоре расскажем о видах торможения поезда, а заодно, как избежать травм, если поезд резко сбросил скорость.
Виды торможения поезда
Современные составы оборудованы пневматической тормозной системой, которая проходит по всей длине поезда. В ней постоянно поддерживается заданное давление воздуха. Если воздух выпустить – давление упадет, поезд резко сбросит скорость, а затем остановится.
В работе тормозной системе важен автоматический распределитель воздуха, который реагирует на уменьшение давления. Как только оно понижается, порции сжатого воздуха подаются из резервного резервуара.
Чтобы снизить скорость поезда, машинист открывает кран и выпускает порции воздуха в нужных объемах. Воздухораспределитель автоматически нагнетает давление. Если машинист с определенной периодичностью меняет давление путем впрыска воздуха, это называется ступенчатым или служебным торможением. С его помощью поезд останавливают в стандартных случаях – при прибытии на станцию, например.
Для экстренного торможения воздух спускается из системы максимально быстро. Такой вид торможения используется не только, если на путях посторонние предметы, но также в других ситуациях. Машинисты прибегают в экстренному торможению часто, но каждый раз от них требуют докладную с объяснением причины.
От чего зависит плавность хода поезда
В стандартной ситуации машинист управляет составом плавно, чтобы избежать травмирования пассажиров. Однако плавность хода во многом зависит от ряда факторов:
- опыт машиниста;
- состояние поезда;
- настройка крана тормозной системы;
- участок движения;
- график следования поезда.
Чем график жестче, тем труднее машинисту добиться плавного хода и отказаться от частых притормаживаний.
Случаи экстренного торможения
При экстренном торможении поезд замедляется резко, что зачастую приводит к травмам пассажиров и проводников, поэтому резкий сброс скорости обычно используют в исключительных случаях:
- Поезд не сбрасывает скорость при служебном торможении.
- Автоматика работает со сбоями или отказала.
- Есть угроза жизни людей и безопасности движения поезда.
- На путях есть люди или животные.
- При приближении к станциям и переездам зимой.
Самые безопасные при торможении места в поезде
При экстренном торможении наиболее безопасными являются полки купе, размещенные по направлению движения состава. В случае резкой остановки поезда пассажира на такой полке «вжимает» в стену, тогда как с других полок пассажиры могут упасть. Ушибы также могут получить стоящие в проходе. По статистике, самые серьезные травмы получают именно пассажиры, которые упали с верхней полки.
Что делать при резком торможении
В целях соблюдения общих правил безопасности на столике не нужно оставлять посуду и столовые приборы, которые при падении могут разбиться, порезать, больно ударить.
Чтобы снизить риск падения с верхней полки, нужно подвернуть край матраца или положить свернутую одежду так, чтобы получился валик-барьер. Через него будет сложнее перекатиться и упасть в проход. В подобном лайфхаке нет нужды, если полка оснащена ручками. Они не дают пассажирам современных поездов падать сверху.
Двери купе держите либо полностью открытыми, либо полностью закрытыми, чтобы при экстренном торможении дверь не поехала, придавив руку или ногу.
При падении постарайтесь сгруппироваться, закройте голову руками, снимите очки. Не паникуйте. Не стесняйтесь лечь на пол – так в экстренно тормозящем поезде безопаснее всего. Если травмы избежать не удалось, дождитесь полной остановки поезда, окажите экстренную помощь самостоятельно или срочно зовите проводника.