Многие при поездках на поездах и электричках даже не замечают, что форма окон в них незначительно, но отличается от привычной. В этом обзоре расскажем, зачем в электропоездах у окон скругляют углы.
Критерий долговечности
Один из ключевых параметров ж/д вагонов – долговечность. За 30-40 лет службы они должны сохранить более-менее презентабельный вид. Во время движения на поезд оказываются серьезные нагрузки, которые намного больше силы, оказываемой на статичные конструкции.
Наибольшую уязвимость представляют окна с традиционными прямыми углами. Это можно заметить на старых домах, в которых трещины и разрушения начинаются именно от окон.
Законы физики
Трещины в любом материале, будь то бетон или металл, начинаются с углов из-за механического напряжения. Чтобы снизить нагрузку, форму углов меняют, придавая ей сглаженность, лишая угла. Если бы в вагонах поездов окна остались с привычным углами, «прожили» были такие вагоны меньше.
Именно поэтому в самолетах иллюминаторы круглые. Например, в первых реактивных лайнерах британцы сделали квадратные иллюминаторы, из-за чего два самолета разбилось. Возникшие на металле трещины вызвали взрывную декомпрессию, которая разорвала лайнеры на части прямо в воздухе. Поезда движутся не с такой скоростью, как пассажирские лайнеры, и тем более не как реактивные самолеты, поэтому у их окон достаточно немного скруглить углы.