В строительстве железных дорог все продумано до мелочей. При этом используются и дорабатываются особенности ландшафта, чтобы у пассажиров была возможность комфортно и безопасно добраться из пункта А в пункт Б. Если есть высокий подъем в гору, то строители по возможности срывают гору или делают в ней тоннель. Если дорога проходит в низине, то делается насыпь. Только на Транссибе есть 15 тоннелей. Самый протяженный из них проходит под Амуром. Его длина составляет 7 км.
Почему составы идут только по прямой?
Для изготовления рельсов используется сталь, чтобы сократить трение между заготовками. И это трение ниже, чем между покрышкой и дорожным полотном. И все же сцепление позволяет поезду ехать вперед. Этому способствует большая масса локомотива. Вся она ложится на малую площадь, на которой соприкасаются колеса и рельсы.
Сдвинуть состав с точки может такая сила, которая способна преодолеть силу трения. Если речь идет о плоской поверхности, то эта задача считается выполнимой. Как только дорога уходит в гору, все меняется. Можно показать это на примере человека. Без помощи рук человек способен подниматься вверх при наклоне поверхности 75 градусов. Для автомобиля преодолимым препятствием считается угол наклона в 30 градусов. Для поезда преодолимым препятствием считается угол наклона, равный 2 градусам. Если этот показатель будет больше, то изменится распределение веса, ослабеет сила трения. По этой причине поезд не может подниматься в гору.