В Советском Союзе, а затем и в России воплощались разные проекты в сфере железнодорожных перевозок. Между Москвой и Питером одно время ходил электропоезд «Эр200». Был также разработан уникальный для своего времени скоростной «Сокол», который в результате забраковали.
Из истории
К реализации идее создания уникального скоростного состава приступили в 1993 году. Петербургские конструкторы бюро «Рубин» за пять лет создали проект. В 1998 году приступили к созданию опытного образца. В работе над сложным техническим проектом были задействованы специалисты шести десятков предприятий.
В середине двухтысячных приступили к испытаниям. Летом 2001-го от поезда удалось добиться рекордной скорости в 236 км/час. В составе использовалось только российское оборудование. На проект израсходовали $450 млн.
Признание проблем
По словам замглавы ВСМ В.Саввова, требования, заложенные в техдокументах, поезд выполнял, но обнаружились проблемы:
- сомнения в правильности выбора стали для тележек;
- недостаточный уровень комфорта для пассажиров, в том числе нехватка кондиционеров;
- серьезные проблемы с механическими тормозами;
- мелкие технические недоработки.
При этом Саввов пообещал, что проблемы будут решены, ведь поезд демонстрирует уникальную на то время скорость в 350 км/час.
Закрытие проекта
Эксперты железнодорожной отрасли подчеркивали, что «Сокол» можно доработать, а то, что пилотный образец не годится для транспортировки пассажиров – так это обычное дело. Так всегда бывает с опытными образцами.
Но Межведомственная комиссия решила иначе – вводить пассажирский поезд «Сокол» в эксплуатацию нельзя. Проект закрыли. По словам проректора Петербургского госуниверситета путей сообщения И.Киселева, в ходе испытаний «Сокол» прошел 60 км и выполнил «все пируэты», но не хватило энтузиазма и убежденности тех, кто мог бы добиться решения о завершении проекта.
Киселев с сожалением признал, что проект «разом похоронили», хотя у «Сокола» были все шансы курсировать по российским железным дорогам. По словам эксперта, в ФРГ, Канаде, других странах на реализацию подобного проекта уходит не менее 10 лет. В 90-е работавшие над «Соколом» специалисты ни в чем не уступали зарубежным коллегам.
Некоторое время «Сокол» ржавел в депо. Сегодня он разделен на два части. Одна экспонируется в музее петербургского Балтийского ЖД-вокзала, другая – на столичном Рижском.