Пассажирские перевозки железной дорогой в Казахстане осуществляют государственные и частные компании. Каждый сегмент имеет свои особенности и нюансы, которые следует знать путешественникам при планировании поездок.
Государственный перевозчик
АО «НК «КТЖ» является государственным казахским перевозчиком. Свою деятельность он начал в 1998 году. Ныне компания обслуживает 75% маршрутов дальнего следования, а также все пригородные направления.
Сервис обслуживания и уровень комфорта в поезда во многом зависит от региона и направлений. На юге курсируют самые старые поезда. Это обычно еще модели, изготовленные во времена Советского Союза. Рассчитывать в старых вагонах на комфортную поездку не стоит. Обычно из окон сильно дует, кондиционеры отсутствуют, а туалеты могут не работать. Пассажирам выдают старое и порой порванное постельное белье.
В поездах обычно работают вежливые проводники, хотя встречаются и недобросовестные сотрудники. Они могут занять ваш рундук чужим багажом или пустить «зайца» в вагон. Если на вашем месте оказался посторонний человек, обратитесь за помощью к начальнику поезда. Проводнику в таком случае грозит штраф.
Государственный перевозчик прикладывает немало усилий для улучшения условий для пассажиров. С этой целью он закупает новые вагоны, но обновление подвижного состава происходит медленно. В Россию из Казахстана курсируют старые составы.
Между крупными казахскими городами, например, столицей и Алматы, курсируют современные поезда «Тальго». Это аналоги «Стрижей», которые используются в России. Производятся поезда «Тальго» в Италии. В них имеются системы кондиционирования, биотуалеты и другие удобства для пассажиров.
Частные перевозчики
В Казахстане 25% маршрутов обслуживают частные перевозчики. Всего работает 9 компаний. Каждая фирма обслуживает разное количество направлений (от 1 до 3). Работать частные компании стали с 2008 года. Обслуживают поезда, которые курсируют внутри государства.
Качество услуг может сильно отличаться в зависимости от компании, хотя сервис часто оставляет желать лучшего. Большинство перевозчиков арендуют старые вагоны у государственной компании. Хотя некоторые фирмы закупают новые российские вагоны, в которых имеются биотуалеты, розетки, кондиционеры. Иногда в состав одного поезда входят старые и новые вагоны.