Сегодня практически невозможно найти различия между пассажирским поездом и его скорым аналогом. По определению скорый поезд должен проехать за один час около 50 километров. Если, к примеру, протяжённость маршрута равна 500 километров, то для скорого поезда такая дистанция может быть преодолима за 10 часов и меньше. Сейчас принято отличать пассажирский поезд от скорого аналога по числу станций, на которых останавливается состав.
Фирменный состав
Для оформления каждого поезда, относящегося к категории «фирменный», используется свой стиль и определённые элементы дизайна. Стены вагона снаружи красят особым цветом, а также указывается наименование состава, маршрут следования. Внутреннее пространство вагона характеризуется наличием дорожек (ковровых), изящных шторок на окнах с наименованием поезда, а также новыми столами с красивыми скатертями.
В фирменных составах проводники в обязательном порядке проходят аттестацию по утверждённой методике, а одевают их в специальную форму с фирменной символикой. Они разносят горячие напитки в купе, предлагают разные сладости, газеты, убирают полки.
У любого фирменного состава есть своё название, имеющее связь с регионом страны, откуда он прибывает. Поезд, следующий из Казани, называют «Татарстан», а состав из Екатеринбурга получил название «Урал».
Вагоны в фирменных поездах должны находиться в эксплуатации до 12 лет, а температура внутри их салона зимой и в переходный период времени должна находиться в диапазоне от 18 до 22 градусов по Цельсию. В летнее время температура не должна превышать 22-26 градусов.
Почти у всех вагонов фирменных составов имеется система климат-контроля, которая способна поддерживать внутри салона необходимую температуру независимо от того, сколько градусов тепла или холода на улице. Фирменный поезд имеет также вагон-ресторан.