Как сообщили представители Национального рейтингового агентства, после сложной эпидемиологической ситуации РЖД смогут восстановить работу не раньше чем в 2022 году. Вполне вероятно, что уровни грузо-и пассажирских перевозок станут ниже, чем были до вступления в силу ограничительных мер. По прогнозам, в наступившем году железнодорожными перевозками воспользуется 1,2 млрд. человек, что составит на 2% меньше, чем в 2019 году. Однако делать далеко идущие прогнозы пока рано: все будет зависеть от степени распространения вируса.
Масштабное снижение
Представители НРА рассказали, что рекордное падение пассажиропотока происходит из-за заметного снижения трафика в высокий сезон. По результатам 2020 года число пассажиров может оказаться на уровне 2010 года, когда была осуществлена перевозка 947 млн. человек.
Как известно, отток пассажиров на РЖД начался еще весной прошлого года, когда в силу вступили карантинные меры из-за распространения вируса. Тогда отменили некоторые внутренние, а также практически все международные сообщения.
В последние месяцы весны 2020 года снижение числа пассажиров достигло 70%. В летний период пассажироотток начал замедляться и к осени составлял уже около 16%.
Стоит отметить, что не только режим изоляции оказал серьезное воздействие на железнодорожную сферу. Уменьшение деловой активности и переживания граждан относительно безопасности здоровья тоже сыграли важную роль.
В НРА пояснили, что такой вывод был сделан в соответствии с показателями ВВП РФ. Согласно анализу, в 2020 году продукт снизился на 4%, а в наступившем году возрастет приблизительно на 2%. Однако в расчет не берется возможность повторения глобальных изоляционных мер из-за распространения вируса.
В РЖД сообщили, что планируют по завершении года совершить перевозку порядка 851 млн. человек, что будет составлять около 70% 2020 года. При этом железные дороги России готовы и к более масштабным перевозкам, но все зависит исключительно от ситуации с пандемией.
Кроме прочего, на железнодорожные перевозки оказывает серьезное влияние ценовое соперничество с воздушным транспортом. Конкуренция была заметна и ранее, однако с наступлением пандемии она усилилась.
Стоит отметить, что уровень железнодорожных грузоперевозок снизился на 3% в сравнении с 2019 годом и составляет 1,24 млрд. тонн.
Темпы роста уровня грузоперевозок напрямую связаны со степенью восстановления ВВП, а скорость процесса восстановления обуславливается отсутствием шоковых изменений стоимости перевозимых грузов: металла, нефтепродуктов, угля.
В период с января по сентябрь 2020 года уровень грузоперевозок посредством РЖД сократился на 922 млн. т. В весенний период снижение варьировалось в пределах 5%, летом падение стало замедляться, а к осени спад составил всего лишь 0,7%.
За первое полугодие 2020 года уровень перевозки угля уменьшился на 7%, нефти – на 10%, металлов — на 11%. Стоит отметить, спад констатировался еще в «доковидный» период, однако тогда снижение было не таким выраженным.
В железнодорожном холдинге уверены, что в скором времени начнется активное восстановление уровня пассажиро- и грузоперевозок. По завершении текущего года прогнозируют уровень снижения погрузок не более чем на 3,5%. Связана такая уверенность с тем, что уже несколько месяцев подряд наблюдается стабильное сокращение отставания в погрузках.
Спад эффективности
Снижение уровня осуществляемых перевозок привело к уменьшению эффективности функционирования железнодорожных сетей. Время оборота вагона грузового состава в первые два квартала 2020 года увеличилось на 11% в сравнении с аналогичным периодом 2019 года. Такая ситуация сложилась в связи с увеличением числа незадействованных вагонов в 1,5 раза.
Стоит заметить, что финансовое положение операторов грузовых перевозок остается устойчивым вне зависимости от значительного снижения показателей.