Все нюансы транспортировки пассажиров регламентируются «Уставом». Основные правила перевозки рассмотрим в этой статье.
Наличие билетов
Согласно действующим правилам, каждый пассажир обязан иметь при себе распечатанный электронный или приобретенный в кассе билет. Льготным проездом могут пользоваться только пассажиры, имеющие на это право.
Провоз багажа
Нюансы перевоза багажа и ручной клади:
- Вес ручной клади в купе и плацкарте не должен превышать 36 кг, в СВ – 50 кг;
- В случае превышения нормы разница компенсируется согласно действующим тарифам;
- Сотрудник поездной бригады может отказать в транспортировке багажа, если он мешает свободному перемещению пассажиров в вагоне;
- Скоропортящиеся продукты запрещены к транспортировке;
- Домашние животные разрешены к перевозке только после оформления всей необходимой документации и оплаты проезда согласно установленным тарифам. Ответственность за питомцев находится полностью на плечах хозяев.
Проверка документов
Если пассажир опаздывает, он вправе сесть в любой вагон поезда, и проводник не сможет отказать. Однако потом необходимо занять место, указанное в проездном документе.
Бесплатная перевозка детей
По действующим правилам РЖД, каждый ребенок младше 5-летнего возраста имеет право бесплатного проезда в сопровождении взрослых без предоставления ему отдельного места.
Как продлить срок действия билета
По «Правилам перевозки», путешественник может выйти на любой остановке и продлить билет на 10 суток без дополнительной оплаты.
При наличии уважительной причины и ее документального подтверждения билет можно продлить на любой срок («Правила перевозки» Пункт №13 ж).
Переоформление билета
Пассажир имеет возможность переоформить билет в другой вагон или на другое место до отправления поезда. Кроме того, можно обменять билет на другую дату отправления, при условии, что до выезда осталось не менее одних суток. При обмене взымается дополнительная оплата. Менять маршрут нельзя.
Переход на место, категорией выше оплаченного
Каждый пассажир плацкарта может оплатить разницу в цене билета и перейти в вагон купе и СВ при условии наличия свободных мест – проводник не в праве отказать.
Возможность сдать билет
Согласно 25 пункта «Правил перевозки», каждый пассажир может вернуть неиспользованный билет:
- Вернуть полную сумму за билет можно не позднее чем за 8 часов до отправления от указанной станции;
- Если до отправления состава осталось менее 8 часов, получить обратно получится лишь 50% стоимости билета;
- Если возврат билета проводится незадолго до отправки, возвращенная сумма будет минимальной.
Компенсация за несчастный случай
Пассажир, получивший какую-либо травму во время поездки по РЖД, может рассчитывать на компенсацию:
- морального вреда и регулярные выплаты, если была утрачена возможность совершать физическую работу либо была поставлена инвалидность;
- затрат на лечение и приобретение инвалидного кресла;
- переквалификации пострадавшего гражданина.
В случае несчастного случая и гибели пассажира на железной дороге родственники получают выплаты за моральный ущерб и компенсацию на затраты на погребение.
Как быть, если опоздал на поезд
У опоздавшего на поезд пассажира есть возможность уехать на поезде, движущемся в том же направлении, в случае опоздания не более чем на 12 часов. Для этого проводится перерасчет цены проездных документов, после чего разница доплачивается или возвращается пассажиру. Если опоздание произошло по уважительной причине, которая имеет документальное подтверждение (болезнь, ДТП и т.д.), время продления действия ж/д билета увеличивается до 5 суток.
С этими и другими правилами проезда на ж/д транспорте можно более детально ознакомиться на сайте РЖД-документы.