На начало XX столетие приходится эпоха однорельсовых железных дорог, которые одновременно появлялись в разных странах, в частности Англии, России и Германии. Изобретатели и обычные люди в те времена считали, что будущее – за гироскопными двухколесными поездами и автомобилями.
Удивительно, но идея перемещаться на двух колесах появилась еще в 20-х годах XIX столетия, но только спустя почти сто лет люди впервые увидели подвижной состав подобного типа. Изобретатели решили использовать гироскоп, который обеспечивал устойчивость двухколесного транспорта. Несложный механизм предупреждал наклоны транспортного средства во время движения и при стоянке.
Еще в XIX столетии инженер из подмосковного села придумал однорельсовую дорогу, но так и не смог найти инвестиции для ее строительства. Англия существенно была впереди. По построенному небольшому монорельсу курсировали поезда до морской верфи.
Серьезный прорыв
Настоящий прорыв произошел в 1907 году, когда Август Шерль в Германии продемонстрировал однорельсовый поезд. Удивительно, но в тот же период монорельс презентовал и Луи Бреннан в Англии. Публика увидела полноценный вагон для перевозки пассажиров. Вмещалось в него около 50 человек. Главная особенность нового транспортного средства была в наличии гироскопа. На удивительном поезде могли проехать все желающие.
Чтобы простыми словами объяснить принцип работы гироскопической системы, его можно сравнить с игрушкой юлой, которая удерживается в вертикальном положении при раскручивании. Гироскоп помещался в одноколейном вагоне и удерживал его, если вращался. При этом было неважно, ехал поезд по одной узкой рельсе или натянутому каналу, либо стоял.
Современников очень заинтересовали разработки инженеров. Они считали, что за таким транспортом будущее, поскольку одноколейные поезда должны быть более быстрыми и маневренными. К тому же на строительство однорельсовых дорог требуется меньше ресурсов, а значит, появится возможность в разы быстрее прокладывать пути к труднодоступным местам.
И хотя новый вид транспорта насчитывал немало плюсов, он давал и поводы для скепсиса. Особые сомнения вызывала необходимость постоянно поддерживать равновесие. Даже в случае остановки маховик двигателя должен продолжать вращение, чтобы работал гироскоп. Был еще один вариант – использование специальных опор. Их преимущественно выпускали только в случае поломки двигателя, поскольку раскрутить маховик было затруднительно.
Реализация проектов
Несмотря на недостатки, строительство одноколейной железной дороги сулило выгоду, а поэтому инженерами неоднократно предпринимались попытки перейти от теории к практике, а точнее построить одноколейную дорогу. Полотно с одной рельсой протяженностью 160 км было положено на Аляске, правда, ныне о ней ничего не известно.
В 20-х годах прошлого столетия в России также рассматривали идею строительства одноколейной дороги. Изготовление рамы и корпуса нового поезда было поручено Путиловскому заводу. Руководил проектом Шиловский.
Дворянин Шиловский учился в Германии, а затем вернулся на родину. Прошел непростой путь, пока не стал губернатором Костромы. Но при этом чиновник никогда не забрасывал любимое дело – маховичный транспорт.
Он изобрел устройство, которое позволяло одноколейному транспорту удерживать равновесие. Получил патент на свое изобретение, при этом не только в России, но и за границей.
В 1911 году Шиловский анонимно представил свой проект на выставке, проходившей в Петербурге. Журналисты быстро вышли на автора проекта. Петр Петрович полностью посвятил себя техническому творчеству после того, как столкнулся с проблемами на службе.
Шиловский также хотел создать двухколесный автомобиль. Поскольку в России реализовать проект шансов не было, изобретатель отправился в Лондон. Его идеей заинтересовалась компания Wolseley. Благодаря английской фирме, жители Лондона увидели автомобильное чудо на двух колесах. Но инновационный проект пришлось закрыть в связи с войной, поэтому Шиловский вернулся в Россию.
Постройка гиропоезда и гирокара
После возвращения на родину Петр Петрович занялся грандиозным проектом по строительству гиропоезда. В прессе была заметка о том, что в ближайшее время начнется возведение железной одноколейной дороги. Уже были разработаны все схемы и проектная документация.
Согласно проекту, гиропоезд должен быть электропоездом, то есть иметь электрическую тягу. Чтобы уменьшить сопротивление воздуха при движении, вагонам придали обтекаемую форму. Скорость движения состава должна была доходить до 150 км/ч.
Пока на заводах вовсю велось производство новых поездов, удалось проложить 12 км одноколейных путей. Но потом грянула гражданская война и реализация проекта остановилась. Пассажиры так и не смогли оценить передвижения на инновационном транспорте.
Так как Шиловского вновь настигла неудача, он вернулся в Англию, где всеми силами пытался убедить инвесторов вкладывать средства в одноколейный транспорт. Он считал это перспективным направлением для развития. Петр Петрович активно работал над улучшением гирокара. Он представил улучшенный двухколесный автомобиль. Главная фишка – наличие датчика, который срабатывал при увеличении угла крена.
После того как Шиловский отправился на родину, англичане закопали уникальную машину. Существуют разные версии, почему они так поступили. По одной версии, местные жители считали, что русский граф умер, поэтому погребли и машину. По другой версии, они таким образом спрятали машину, чтобы защитить ее от врагов. Англичане долго отказывались откапывать машину, поскольку над местом захоронения проложили железную дорогу. Эксгумация состоялась в 1938 году, хотя сохранить уникальное техническое творения Шиловского так и не удалось, поскольку его позже сдали на металлолом.
Одноколейки Луи Бреннана
На счету Луи Бреннана, ирландца по происхождению, было несколько изобретенных устройств. Изобретатель долгое время проживал в Австралии, где и создал управляемую торпеду, которую продал британской армии. На этом проекте Луи заработал круглую сумму. Заработанные деньги он потратил на разработку гироскопического поезда. Уникальное транспортное средство изобретатель продемонстрировал публике, но далее дело не продвинулось из-за начавшейся Первой мировой войны. Затем Луи занялся разработкой летального аппарата, но дело до испытаний так и не дошло, поскольку финансирование проекта было прекращено.