В РФ все еще обсуждают проект строительства ВСМ, а в Европе пошли дальше. Там задумались о том, чтобы вернуть на железную дорогу ночные поезда. Такие составы были на территории Европы еще 20 лет назад. Их сеть маршрутов позволяла объехать всю Европу. С началом 21-го века такие составы стали постепенно исчезать. Так, от ночных поездов практически отказался испанский перевозчик Renfe и французский перевозчик SNCF. Поводом к отказу от ночных экспрессов послужила стройка ВСМ, конкуренция на рынке перевозок и увеличение скорости передвижения по железной дороге.
Почему ночные поезда переживают эпоху возрождения
Альтернативой ночным экспрессам стали бюджетные авиакомпании-лоукостеры. В Европе зашла речь о ренессансе ночных поездов, так как большое количество самолетов в небе постоянно выбрасывает в атмосферу углекислый газ и сажу.
В связи с этим общественная организация Back on Track взялась за идею возрождения ночных поездов. Общественное объединение уже обратилось с соответствующим призывом к компаниям-перевозчикам и государственным властям. Было организовано несколько протестных акций на ж/д вокзалах. Организация призывает парламент ЕС выделить субсидии для железнодорожных перевозчиков, чтобы решить проблемы с недобросовестной конкуренцией между ж/д операторами и авиакомпаниями. Представители организации призывают выстроить в Европе целую сеть из ночных экспрессов и продавать на них билеты через централизованную систему.
Власти Швеции уже объявили о готовности выделения инвестиций для поездов, которые следуют на континент. На субсидии планируется выделить около 5,3 млн. долларов. Такая финансовая поддержка позволит ночным экспрессам связать несколько крупных европейских столиц.
О количестве и перспективах развития ночных поездов
Кроме шведских властей о возвращении ночных составов уже задумались официальные власти Германии, Швейцарии и Австрии. Эти страны готовы внести свой вклад в популяризацию железнодорожного транспорта, чтобы обеспечить защиту экологии. Планируется увеличить количество составов между этими странами. Эксперты уверены, что ночные железнодорожные перевозки можно сделать прибыльными. Конкуренция между перевозчиками по-прежнему определяется ценовой политикой компаний, качеством обслуживания и удобством перевозок.
Маршрутная сеть с ночными поездами по-прежнему действует на территории Австрии. Власти даже выделили средства на их развитие. По территории страны проложено 18 маршрутов для ночных экспрессов федеральной ж/д компанией, 26 маршрутов обслуживаются при содействии компаний-партнеров. Австрийцы вкладывают инвестиции в популяризацию ночных перевозок по железной дороге. Маршруты связывают Вену с Варшавой, Прагой и другими городами. Федеральная ж/д компания специально закупила спальные вагоны в Германии. Планируется поступление еще 13 новых поездов от компании Siemens. Австрийский перевозчик ÖBB планирует в 2 раза увеличить количество составов, связывающих Мюнхен и Цюрих. Опыт компании доказывает прибыльность их бизнеса. Так, в 2018 г. услугами ночных поездов воспользовались 1,4 млн. человек. За счет таких поездов компания получила 17% от оборота.
Планы возрождения ночных экспрессов
С упором на австрийский опыт об идее восстановления ночных экспрессов задумались власти других европейских государств. В частности, речь идет о Швейцарии, где парламент призывает вернуть такие поезда. Причина вполне ясна - европейцы осознают, что сохранение экологии зависит от них самих. Спрос на такие услуги перевозки со стороны пассажиров постоянно растет.
В Чехии в 2017 г. был запущен ночной экспресс, который связывает Прагу и столицу Словакии. Планируется, что в 2020 г. другой рейс свяжет Прагу и Киев. В Нидерландах заинтересованы в том, чтобы запустить регулярные рейсы в Австралию. Пока же в Нидерландах нет ни одного ночного экспресса. Амстердам уже в 2020 г. может быть связан регулярными ночными рейсами с Веной и Цюрихом.
В связи с заинтересованностью властей стран ЕС и компаний-перевозчиков в возвращении ночных рейсов стоит ожидать очередное возрождение ночных поездов, которые будут связывать все крупные города Европы.