Правительство России запланировало строительство железных дорог невиданного масштаба. Речь идет о проекте «Сибирский меридиан». Если замысел удастся претворить в жизнь, сеть из железнодорожного полотна окутает просторные территории на севере государства. Предполагается, что новая железная дорога существенно упростит перевозку грузов от российских портов к Китаю. Амбициозный план способен открыть новые возможности и перспективы, но для его реализации необходимы триллионы рублей. Из-за грандиозных затрат и пандемии проект могут отложить, хотя власти не готовы от него отказываться.
Масштабное строительство
Проект «Сибирского меридиана» предполагает строительство невероятных масштабов. Протяженность новых полотен измеряется в тысячах километрах. Новая сеть должна стать настоящим транспортным коридором между Арктикой и Азией и проходить она будет через Сибирь.
В планах правительства в 2035 году пустить по «Сибирскому меридиану» первые грузовые поезда, которые отправятся от российских портов, расположенных в северной части, до Китая. При этом они будут миновать Транссиб, который сейчас можно назвать главной железнодорожной артерией. Пути соединят порты Арктики, Тихого и Индийского океана. Чтобы задуманное стало реальностью, по подсчетам специалистов, потребуется около 4,9 триллиона рублей.
«Сибирский меридиан» будет выполнять несколько функций. Он позволит разгрузить Транссибирскую магистраль, а также послужит хорошей основой для развития скоростного железнодорожного сообщения между крупными городами в Сибири, например, Екатеринбургом и Красноярском. Идею поддержал президент. Он согласовал круговой маршрут из Салехарда. Полотно проложат через несколько крупных городов, в том числе Тюмень, Уренгой, Пермь Сургут.
Отвлекающие моменты
Предполагается, что масштабный проект будет состоять из отдельных участков, в частности полотно планируют протянуть от порта Индига до Сосногорска, от Уренгоя до Норильска, от Нижневартовска до Усть-Илимска. Еще один участок протяженностью более 1000 км хотят проложить вдоль Енисея от Лесосибирска до Игарки. Всем этим планам может помешать нехватка финансирования и ресурсов. Дело в том, что сейчас РЖД сосредоточена на работах на дорогах Восточного полигона, в частности проводится модернизация и расширения Байкальско-Амурской магистрали и Транссиба.
Ремонт крупных железнодорожных путей проводится с целью увеличения их пропускной возможности. После проведенных работ будет проще перевозить грузы из морских портов. Изначально завершить модернизацию планировали в 2024 году, но сейчас РЖД хотят ускорить темпы ремонта.
На распределение приоритетов существенно повлияла и пандемия. Из-за коронавируса железнодорожные перевозки стали более востребованы. За последнее время количество грузоперевозок товаров из Китая в Европу железной дорогой выросло на 33-34%. Соответственно возросла и нагрузка на пути. Особенно востребованными оказались крупные магистрали – БАМ и Транссиб.
Эксперты сходятся во мнении, что РЖД не может переключиться на масштабные проекты, когда вырос спрос на Транссиб и БАМ. Это было бы ненормально.
Трудности могут возникнуть и с инвесторами. Предполагается, что в качестве инвесторов выступят «Газпром» и НОВАТЭК, но каждая компания уже имеет грандиозные проекты. К примеру, «Газпром» готовится к началу строительства газопровода «Сила Сибири». Для этого потребуется более 100 миллионов рублей. НОВАТЭК ныне сосредоточен на возведении терминала, расположенного на Камчатке. Проект затратный. Изначально правительством на него было выделено более 12 млрд. рублей. Затем дополнительно выделили еще 3,5 млрд. рублей.
Смещение сроков
Ныне национальные проекты остаются без изменений, но никто не исключает, что приоритеты и сроки выполнения запланированных действий будут пересмотрены. Высокая вероятность подобного существует при условии ухудшения ситуации с коронавирусом.
С начала 2020 года потрачена только незначительная часть выделенных бюджетных средств. Не исключено, что средства перенаправят. В условиях кризиса деньги могут направить на поддержку экономики, а мегапроекты перенесут на более поздний срок.
Сейчас «Сибирский меридиан» является перспективной, хотя и не первоочередной задачей. После реализации этого проекта удастся улучшить транспортную инфраструктуру в Сибири и повысить общие показатели экономики. Появится возможность развивать транзитные международные перевозки, которые позволят наладить более тесные экономические отношения с другими странами.