С 2019 года на поездки на дальние расстояния по российской железной дороге можно купить невозвратный билет (НБ). Он продается по сниженной цене, но из-за этого плюса имеет ограниченные возможности для возврата. В этом обзоре расскажем, в каких исключительных случаях за НБ удастся вернуть деньги.
Деньги за постельное белье и допуслуги
Пассажир, не использовавший НБ, может вернуть стоимость входящего в цену билета постельного белья и дополнительных услуг – провоза домашних питомцев, дополнительного багажа, страховки, не входившего в цену питания.
Оформить возврат билета можно онлайн или в кассе. Потребуется паспорт, на который покупался билет, и номер проездного документа. При оформлении возврата перевозчик удерживает сбор. С января 2022 года он составляет 2,3 руб. Сбор не берется, если стоимость услуг или постельного белья меньше 2 рублей 30 копеек.
Исключительные случаи для возврата
Если у пассажира есть уважительная причина, он вправе оформить так называемый претензионный возврат НБ. Все причины названы в ФЗ-73 от 18 апреля 2018 года (статья 1).
Травма, болезнь, смерть
Если пассажир или член семьи, с которым планировалась поездка, внезапно заболели, то вернут стоимость:
- НБ (минус цену плацкарты);
- постельного белья (если оплачивалось);
- допуслуг (если оплачивались).
Взимается стандартный сбор. Такие же условия распространяются на случаи, если пассажир или член его семьи получили травму либо скончались. К членам семьи относится ближайшая родня –супруги, родители, дети (родные и приемные), усыновители.
Отмена/задержка поезда или отсутствие места
Есть два случая, когда можно вернуть полную стоимость НБ (с предоплаченным постельным бельем и допуслугами):
- отмена или задержка поезда;
- непредоставление места по билету.
В этих случаях даже сбор не взимается, но оформление возможно только в кассе.
Документы
Чтобы вернуть деньги за НБ, нужны следующие документы:
- билет (на бланке или электронный с 14-значным номером);
- оригинал паспорта, на который покупался проездной документ;
- для ребенка – свидетельство (оригинал или копия);
- заявление.
Потребуется документ, подтверждающий обоснованность возврата. При травмах и болезнях нужна медсправка или больничный. При кончине – документ о смерти. При опоздании/задержке поезда, непредоставлении места – отметка на бланке НБ. В первом случае она ставится в кассе, во втором – у начальника поезда.
Прийти в кассу для оформления претензионного возврата нужно максимум через 5 дней после отбытия состава. При этом касса нужна на той станции или том вокзале, откуда поезд отправлялся.
Сроки возврата денег
Уплаченное за постельное белье и доуслуги вернут максимум через 30 дней после принятия претензии. Деньги придут на те реквизиты, которые будут указаны при оформлении возврата онлайн или в поданном через кассу заявлении.
По претензии денег придется ждать дольше – до 210 дней. Обычно возврат приходит через 2-3 месяца, потому что максимум 30 дней требуется для рассмотрения претензии и еще столько же для перечисления суммы.