Появление первой железной дороги в России, проложенной от Санкт-Петербурга до Царского Села, стало настоящей технологической сенсацией. Довольно быстро новый вид передвижения распространился по всей стране, захватив даже отдаленные населенные пункты. Вместе с железными дорогами появлялись станции и вокзалы. В крупных городах они были величественными. Над их проектированием и строительством трудились известные архитекторы, поэтому они легко стали памятниками архитектуры. Но чем дальше от Москвы, тем скромнее были вокзалы, хотя некоторые из них достойно боролись за место под солнцем.
Станция Тихорецкая
Впервые в городе Тихорецк в Краснодарском крае станция была построена в 1874 году. Тогда местность была незаселенной. Поблизости жило всего 4 десятка людей. Хотя же через 12 лет на станции появилось кирпичное здание. Развитие станции обусловлено ее удобным расположением. Через нее проходили многочисленные грузовые и пассажирские поезда. К тому же рядом располагались складские помещения и пакгаузы, в которые свозилось зерно для дальнейшей транспортировки. В начале прошлого столетия на станции работало более 2 тыс. человек. Это был крупнейший транспортный узел Кубани. И хотя через вокзал прошло много поездов, его кирпичное здание сохранило первоначальный вид.
Калужский вокзал
Калуга находится недалеко от столицы, но все основные железнодорожные артерии длительное время прокладывались вдали от города. Такое развитие событий могло принести для города экономические трудности, так как не было путей для поставки зерна. Ситуация существенно изменилась в конце XIX столетия, когда местным властям удалось отстоять право проложить поблизости железную дорогу. Полотно было проложено в 3 верстах от городской черты. Настоящим подарком для горожан стал вокзал в стиле модерн, построенный из кирпича. Строение сохранилось и ныне.
Рыбинский вокзал
Первый вокзал в городе Рыбинск был построен известным архитектором, который занимался строительством особняков богатых людей из столицы, Санкт-Петербурга и других крупных городов. От роскошного здания ничего не осталось после пожара в 1902 году. Позже над восстановлением работал другой архитектор. Так как здание решили сделать многофункциональным (в качестве вокзала и для проведения балов, других торжественных мероприятий), интерьер отличается изысканностью, элегантностью и богатством отделки. За долгие годы использования строение стало непригодным для приема людей, поэтому было закрыто. Вокзал вновь начал работать в 2014 году после реставрационных работ.
Смоленский вокзал
Построенный во второй половине XIX столетия вокзал в приграничном городке Смоленске радовал жителей до начала войны. Состоящий из двух зданий, соединенных между собой аркой, он был настоящей визиткой города, но оккупанты при наступлении разрушили его. Новое строение было возведено через несколько лет после войны. Снаружи здание украшают арки и колонны, а внутренний интерьер украшен лепниной и картинами. Внутри вокзала, как в картинной галерее.
Станция Слюдянка
Вокзал в небольшом городке Слюдянка, который находится в Иркутской области, можно назвать вратами и объектом настоящего архитектурного искусства. Населенный пункт стал железнодорожной станцией, когда началось строительство Кругобайкальской железной дороги. Над проектированием вокзала работали итальянские архитекторы. Они приняли нестандартное решение – использовать в качестве основного строительного материала мрамор. И сейчас в России вокзал в Слюдянке является единственным, полностью построенным из мрамора.